Version: 0.1.0

"Крылья империи" срывают табу

Алексей Селиванов

Завершен показ многосерийной исторической драмы "Крылья империи". Первые четыре серии были показаны ещё в 2017 году, к столетней годовщине революционных событий. Тогда, в 2017-м, фильм был без объяснений снят с показа. Это вызвало у зрителей недоумение и протест. Ведь "Крылья империи" выделялись на фоне других сериалов качеством и глубиной подхода. Звучали версии, что фильм был снят именно из-за той правды о сложных моментах русской истории, которую не стали скрывать авторы.

Например, обозначена определяющая роль английского посольства в организации "думского заговора" и подготовке свержения императора Николая II. Ведь, как признавали сами думские заговорщики, их британские кураторы и даже вождь большевиков Ленин, продержись Николай при власти до уже полностью подготовленного весеннего наступления русской армии в 1917 году, авторитет победоносной российской монархии взлетел бы до недосягаемой высоты. И тогда любые революционеры на многие годы лишились бы всякой поддержки в обществе.

Роль британского посольства в заговоре против России в сериале выделена очень рельефно. И это дало повод подозревать, что фильм был снят с экранов именно из-за нежелания определенных кругов разоблачить подрывную роль англосаксов.

"Крылья империи" отличаются вниманием к деталям, которыми часто пренебрегают в других исторических сериалах. Форма, символика и знаки различия Красной и Белой армий показаны практически безукоризненно.

Лично я ждал, как будут показаны в фильме Белые армии. Я помню о съемках клипа одного украинского певца-русофоба. Этот достаточно известный на Украине и в России певец решил в очередном клипе сыграть роль петлюровца. И в качестве антагонистов режиссёр пригласил киевских реконструкторов, занимающихся Белым движением. Когда реконструкторы прибыли на съёмки в своих формах, певец злобно потребовал спороть часть погон, шевронов и нашивок. Слишком уж реальная форма русской Белой армии красива по сравнению с петлюровской…

Сама Гражданская война практически не показана в сериале. И, как показала последняя серия, в этом оказался свой смысл. Битвы Гражданской достаточно освещены в отечественном кинематографе. Это фильмы "Чапаев", "Хождение по мукам", "Адъютант его превосходительства", "Служили два товарища", "Конь Белый", более поздний фильм "Адмирал" и другие.

Авторам "Крыльев империи" удалось, почти не показывая самих сражений (кроме одного, в полном смысле слова, братоубийственного), воплотить трагедию русских людей, участвовавших в этой войне. Сериал буквально сорвал табу с ранее запретных тем. Мыслимо ли было раньше представить, чтобы Красная армия расстреливала безоружных женщин и детей, подавляя крестьянские восстания в России? А ведь расстреливала.

Мыслимо ли было раньше показать, что Красная армия (для многих своя, родная!) жестоко подавляет Кронштадтское восстание, восстание таких же революционных матросов? Да, ни для кого из историков эти факты (как и подрывная деятельность английских "союзников" по Первой мировой) не являются открытием. Но широкой публике эту правду показали впервые.

Конечно, в фильме показана только часть правды. Закадровый голос говорит, что белый террор стал ответом на террор красный. Хотя красный террор был объявлен советской властью официально, а ни одно из Белых правительств на окраинах Империи никогда террор не объявляло. Случаи расправ со стороны некоторых белых командиров — исключительно на их совести и не являются политикой власти. Ряд коллективных преступлений большевистских вождей приписаны одному Якову Свердлову (в фильме Свердлов намекает, что расстрел царской семьи был исключительно его решением, не согласованным с другими красными вождями).

Есть в фильме ряд исторически спорных моментов. Есть и шпилька в адрес современных аферистов, делающих гешефт на революциях. Керенский, выступая перед солдатами, повторяет лицемерную фразу одного из лидеров украинского майдана 2014 года, Яценюка: "Пуля в лоб — так пуля в лоб", тем самым проводя связь между разрушителями России столетней давности и нынешними украинскими политическими преступниками.

Обращает на себя внимание операторская и режиссёрская работа. Впечатляет сцена погружения Софьи Беккер под кронштадский лёд. Или сцена, когда красный командир Сергей Кирсанов заходит в сарай, полный тел расстрелянных по его приказу крестьян (причём камера снимает его через щель в этом сарае).

И, наконец, потрясающий финал последней серии фильма. "Галлиполийское сидение". Последнее пристанище русской армии, потерпевшей поражение в Гражданской войне. Своеобразная нравственная вершина. Все сражения остались позади, но русские люди сохранили честь, любовь и верность своему Отечеству. Речь генерала Кутепова, стоящего под русским флагом, о надежде на воскресение России. И как аллегория этой вечной возрождающейся России, самолёт "Россiя", который находит в кронштадском ангаре главный герой фильма, ради революционной карьеры предавший всё и вся. Самолёт "Россiя", который строил его брат вместе с другими русскими инженерами и учёными. Разбитый и запылённый, но всё ещё величественный.

В фильме показана только часть правды о Гражданской войне. Всё было намного страшнее. Но важно, что эта правда, наконец, показана. На опыте своём и своих друзей, ополченцев Донбасса, могу сказать, что быть патриотом — не значит ретушировать историю Отечества и представлять только её глянцевую версию. Признание преступлений, которые лежат на совести вождей, даже если эти вожди и победили в гражданском конфликте, никак не мешают нам любить нашу Родину и наш народ. Более того, видя, в какую кровавую кашу, в какую безнравственную резню погрузили разного рода революционеры наше Отечество сто лет назад, только больше начинаешь ценить свою землю, мир на ней и жизнь каждого своего соседа, каждого соотечественника.