Version: 0.1.0

Украинский флот достигнет уровня Нигерии и Суринама

Алексей Селиванов

Русский военный флот велик и славен. В его истории много замечательных побед. Совсем недавно Русский мир отметил 250 лет Чесменской битвы – сражения, определившего русское присутствие на Черном море и закрепившего создание Новороссии – русского Причерноморья. По случаю чего Луганская народная республика даже выпустила почтовую марку с портретом графа Орлова-Чесменского и изображением русского флота.

Украина тоже могла бы гордиться русскими морскими победами. Если бы решилась разделить с Россией имперскую славу (ведь малороссы были полноправными участниками русских побед!). Но украинцы предпочли отречься от общей истории. Так что никакой морской истории у Украины больше нет.

Зато претензии на Черное море – есть. Советская власть не только включила в состав УССР морские города Николаев и Одессу, но и присоединила к Украине русский Крым. Поэтому при разделе имущества Советского Союза Украина наложила руку на часть Черноморского флота, создав из своей доли Военно-морские силы Украины. Которые оказались не очень сильными. В 2014 году большая часть личного состава и кораблей ВМС ВСУ решила продолжить службу в рядах российского флота.

Севастополь

Однако после крымского фиаско украинское руководство не отказалось от военно-морских амбиций. Несмотря на достаточно скромный военный флот – 16 боевых кораблей и 36 вспомогательных судов (большинство из которых – откровенное старьё), украинские адмиралы (которых по штату в военно-морских силах предусмотрено почти столько же, сколько и боевых кораблей – 13 человек) периодически сотрясают воздух воинственными заявлениями.

Одна из наиболее модных тенденций украинской адмиральской братии – говорить о «москитном флоте». «Москитный флот» - это флот, состоящий из множества маленьких кораблей, способных наносить удары по крупным кораблям противника, но при этом малоуязвимых благодаря своим размерам и количеству.

19 июня 2020 года украинское государственное информационное агентство даже опубликовало заказную пропагандистскую статью о «москитном флоте». Поводом для статьи послужила информация о закупке Украиной шестнадцати американских патрульных катеров Mark-VI. Из них десять покупаются за счёт Украины, а ещё шесть – за счёт Госдепартамента США. Катера будут вооружены двумя 25-миллиметровыми автоматическими пушками MSI Seahawk A2, системой идентификации «свой-чужой», инфракрасными видеокамерами и акустическим устройством дальнего радиуса действия LRAD. Бюджет проекта – 600 миллионов долларов.

Игорь Воронченко

Авторы статьи пытаются убедить читателей, что «москитная тактика» является передовой и позволяет украинцам победить более сильного соперника. Ничего другого Военно-морским силам Украины говорить не остается. Потому что иметь нормальный флот Украине не светит. Ещё в 2018 году тогдашний главком ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко признал, что на строительство нормальных кораблей у Украины нет средств. Под нормальными подразумевались корветы проекта 58250, программа по строительству которых была принята ещё правительством Николая Азарова в 2011 году. Воронченко тогда посчитал, что на развитие украинского ВМФ необходима сумма в 1 миллиард 361 миллион гривен. Но у «европейской державы» таких средств на морской флот просто нет.

В 2020 году для поддержания материально-технической базы ВМС Украины выделен ресурс в размере всего лишь 345,1 миллиона гривен. К концу июня 2020-го из этого ресурса реализовано 143 миллиона – 41%. Средства тратятся на хранение и эксплуатацию вооружения и военной техники (103,9 миллиона гривен), на капремонт (52,3 миллиона), на подготовку войск (17,6 миллионов), на обеспечение безопасности воинской службы (8 миллионов). Ещё 5,3 миллионов на тыловое обеспечение и 14,3 миллионов гривен – на прочие направления.

Артиллерийские лодки "Гурза-М" ВМФ Украины в порту Мариуполя

Следует отметить, что жесткая экономия, которая проводится в ВМС Украины под видом «реформирования по стандартам НАТО», привела даже к упразднению Службы ракетно-артиллерийского вооружения и логистики.

Таким образом, навязчивая реклама «москитного флота» - это не более чем ширма, призванная прикрыть нецелевое расходование средств. Ведь закупаемые Украиной патрульные катера нельзя даже назвать «москитным флотом»!

Дело в том, что тактика «москитного флота» предусматривает возможность нанесения ударов катерами по нормальным, полноценным кораблям. А для этого катера должны нести соответствующее вооружение – противокорабельные ракеты или торпеды. Американские же Mark-VI вооружены только двумя 25-миллиметровыми пушками. Они пригодны только для расстрела надувных лодок и невооруженных судов контрабандистов. Это катера для патрулирования, а не для войны. Они не имеют никакой защиты и против ударов с воздуха. Для российского Черноморского флота, который украинские пропагандисты собираются поражать своей «москитной» тактикой, катера Mark-VI совершенно безобидны.

Украинские военнослужащие во время международных учений Sea Breeze-2019 в Черном море

Однако этого украинские «флотоводцы» своим избирателям не говорят. Напротив, они решили закупить патрульные катера и для украинской государственной пограничной службы. На этот раз – французские. В городе Николаеве планируется строительство патрульных катеров французской компанией «OCEA». Стоимость контракта - 136 миллионов евро. 85% этой суммы будет состоять из кредитов, предоставленных банками и Министерством финансов Франции, и будет предусматривать поставку судов типа «FRB 98» длиной до 32 м и запасных частей к ним. Контракт предусматривает 2 года технического обслуживания, 5 лет технической помощи и обучение экипажей и обслуживающего персонала (порядка 360 человек). В 2008-2011 годах такие катера были поставлены в Суринам, Нигерию и Алжир. Первая поставка судов на Украину ожидается до 2023 года.

Таким образом, Украина признает, что её флот достиг уровня нигерийского и суринамского. К чему же тогда заявления о «противостоянии российской агрессии»? Любой российский боевой корабль может разметать украинский «москитный флот», не сбавляя хода (и практически не замечая угрозы). Бороться же с авиацией и ракетным вооружением Черноморского флота украинские «москиты» просто не смогут. Остается лишь один вопрос. Действительно ли украинская береговая оборона испытывает нужду в американских и французских катерах или это просто очередные контракты для распила бюджетных средств?