Железный крест для украинского карателя
Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный к Новому году учредил новую систему ведомственных наград. Названия новых «хрэстов» украинских вояк звучат воинственно: «стальной хрэст», «хрэст храбрых», «хрэст "Военная честь"».
Несмотря на то что Залужный позиционирует эти награды как «боевые», по закону они являются лишь ведомственными наградами одного из министерств.
«Какой хохол без лычки?»
Учреждение новых наград – давнее развлечение украинских военных и гражданских чиновников. Недаром еще в советской армии бытовала присказка «нет хохла без лычки». Каждое министерство и ведомство, а иногда даже и департамент, учреждали свои ведомственные награды, которыми «к праздникам» обменивались украинские начальники.
Только на Украине можно было увидеть милицейских генералов-тыловиков, увешанных ведомственными «видзнаками» в шесть-семь рядов, как новогодняя елка. При этом ни одной государственной награды чиновник или военный мог и не иметь вовсе.
При Януковиче власть сделала было попытку ограничить выпуск ведомственных отличий пятью наименованиями на министерство… Но спустя некоторое время эту власть свергли, и, как сказали сами свергатели, «на Майдане победило достоинство!».
Как правило, ведомственная награда не влечет за собой никаких льгот или выплат, оставаясь своего рода значком-приложением к грамоте или выписке к ежегодному приказу о поощрении. Но на мундире выглядит красиво – каждое ведомство изощрялось кто во что горазд, стараясь перещеголять друг друга размерами крестов и обилием позолоты. Заядлые коррупционеры позвякивали выбитыми в металле девизами со словами «честь», «верность», «доблесть», «достоинство»…
Не отставали от них и разнообразные общественные организации, учреждая различные «ордена» и «медали» и наперебой награждая ими тех же чиновников и друг друга. Стоит все это достаточно недорого, на изготовлении «наград» специализируются множество фирм и фирмочек, включая гаражные мастерские.
Награды карателям
Когда руководство Украины начало карательную операцию против непокорного Донбасса, вояк ВСУ и карательных батальонов награждали украинскими наградами, учрежденными еще президентом Кучмой (и главой его администрации – Медведчуком, сидящим сегодня в Киеве под домашним арестом). В основном это был орден Богдана Хмельницкого в трех степенях – для командиров и орден «За мужество», тоже в трех степенях, – для всех.
Интересно, что когда эти награды были учреждены, Леонид Кучма наградил ими всех живых на тот момент ветеранов Великой Отечественной. Просто за то, что ветераны. Таким образом, сегодня на кителе ветерана ВОВ и современного атошника можно увидеть одну и ту же награду. Тем атошникам, кому орден был не положен, давали медали «Защитник Отечества», «За военную службу Украине» и «За безупречную службу». В принципе, двух орденов в трех степенях каждый и нескольких медалей – даже для военного времени вполне достаточно.
Берут количеством, а не качеством
Конечно, государственные награды давали не всем, и большинство того, что висит сегодня на груди у украинских вояк, – это ведомственные знаки отличия. Даже участников карательной операции «АТО-ООС» отличает медаль «Участнику АТО», являющаяся не государственной наградой, а всего лишь отличием начальника Генерального штаба ВСУ.
И уж, конечно, атошникам наперебой раздавали свои значки всякие общественники – от самозваного «Киевского патриарха» до разнообразных фондов, сельсоветов и местных «объединений участников». Даже общественного «народного героя Украины» учредили.
Обилие не пойми чего на груди, безусловно, дискредитирует любую наградную систему. Да и народ в массе своей в таком обилии наград не разбирается и качество заменяет количеством. Мол, много всего висит – значит, «ветеран». А если висит мало – то «ветеран» какой-то не полноценный.
За госнаграду занеси камраду
Возможность получения действительно государственных наград – тоже сложный вопрос. Любое представление к госнаграде – это бюрократия. Подготовка пакета документов и прохождение его по инстанциям. Шанс получить орден от государства имеют только те, кого представили соответствующие структуры.
А тут возникает коррупционная составляющая. Хочешь государственную – плати. Ведомственная – подешевле. Не зря в украинских частях постоянно жалуются на то, что без денежного взноса командиру и в штаб никакой награды не получить.
В том числе и поэтому часто ведомственные награды дают вместо государственных. С ними меньше возни. Вот проявил себя боец – представлять его к государственной долго и непонятно, получит ли. Надо «подмазывать» инстанции. А ведомственную можно сразу вручить. Именно для этого Залужный и учредил свои «железные хрэсты».
По бандеровскому образцу
Откуда брали образцы для своих наград, украинские вояки не скрывают. «Хрэст храбрых» полностью содран с «хрэста заслуги» Украинской повстанческой армии (запрещенной в РФ организации). Награды УПА не вручались во время войны. Они были сделаны в эмиграции, в Мюнхене, и награждали ими (кстати, не только бандеровских боевиков, но и их гражданских симпатизантов) с 1950 по 1952 год. Оттуда же, по упашному образцу, и «золотой», и «серебряный», и «комбатантский» крест.
Это у сегодняшних украинцев называется «национальная милитарная идентичность». Кстати, награду, предназначенную для командующих, назвали «стальным крестом», кокетливо отметив, что «железным крестом» не нужно награждать, потому что «железные кресты были в других странах».
Кстати, всё это обилие крестов вводится дополнительно к линейкам ведомственных наград, уже существующих и у генштаба, и у Министерства обороны, и у отдельных родов войск ВСУ. Не далее как в октябре 2021 года Министерство обороны Украины заказало, а в декабре получило 50 тысяч наград из «старой линейки», которые существовали еще до введения новых «хрэстов». Заказ включает несколько видов ведомственных нагрудных знаков и медалей. И все эти комплекты наград – и старые, и новые – будут существовать и вручаться одновременно. На изготовление «наград» можно списывать значительные государственные средства.
А средний украинский военнослужащий, имеющий хороший контакт с начальством или свободные средства на «покупку» поощрений, может увешаться ведомственными знаками отличия, как новогодняя елка. Даже не имея ни одной государственной награды. И успешно создавать «героический вид», ни разу не побывав на фронте. Учитывая бурно выросшее количество ведомственных наград ВСУ, скоро можно будет даже экономить на бронежилетах – «хрэсты» и медали закроют всю грудь, а то и спину!
В чем выгода?
Ведомственная награда – это, главным образом, средство потешить свое самолюбие. И потрафить коллеге, не заморачиваясь с представлением к награде государственной. Обилие ведомственных знаков отличия, количество которых увеличивается с каждым годом, позволяет украинским начальникам задешево для себя оказывать знаки внимания своим подчиненным. И делать маленький бизнес не только на представлении к этим значкам, но и на их изготовлении за казенный счет.
А украинские вояки довольны – демобилизоваться можно с несколькими блестящими цацками на груди, которыми можно будет хвалиться в родном селе. Только вот вызывает удивление – почему среди этих «наград» до сих пор нет ордена «За освобождение Крыма». Его можно действительно заслуженно вручить всем украинским воинам, которые в 2014 году освободили от себя этот русский полуостров.