Version: 0.1.0

Православная церковь в плену киевского режима

Алексей Селиванов
Почему часть приходов УПЦ МП не поминают патриарха и благословляют ВСУ.

На одном из свежих телеграм-каналов Ходорковского вышла статья под заголовком: «РПЦ теряет многомиллионную паству: Украинская православная церковь Московского патриархата перестала поминать патриарха Кирилла. И оказывает активное содействие украинским военным.

Каково же реальное положение дел в Украинской православной церкви, находящейся в каноническом единстве с Московским патриархатом?

Украинская православная церковь утверждает украинскую идентичность уже одним своим названием. Решение о предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении сыграло в пользу дальнейшей украинизации сознания ее прихожан.

Эта украинизация идет не от православного вероучения, а от внешнего окружения. Что же касается самого вероучения, то в нем ничего украинского нет. Более того, вся история православия в Киеве и на землях Малой Руси – это история духовного и воинского подвига православных людей, которые боролись за единство Руси – Великой, Малой и Белой. И постоянно подчеркивали это в своем творческом наследии. Священномученики Владимир Киевский и Иоанн Скадовский, святые старцы Лаврентий Черниговский и Зосима Донецкий, даже просветители Западной Украины подчеркивали ценность единства Украины и России и необходимость быть в единстве с московским патриархом. Нет ни одного святого в православной церкви, который бы пропагандировал незалежность Украины. Все боролись за единство с Россией. То есть вся небесная церковь – горячие сторонники русского единства.

В УПЦ достаточно сильно распространено почитание новомучеников и исповедников российских – прежде всего, царской семьи. Это почитание также укрепляет именно общерусскую идентичность.

Любой прихожанин или просто интересующийся, кто начинает изучать историю церкви и наследие ее святых на южнорусских землях, погружается не просто в русскую традицию и русскую идею, а в историю жертвенной борьбы за русское единство.

Однако именно эту, русскую сторону церковной идеи в современной православной практике на Украине пропагандируют и подчеркивают очень немногие священники и монахи. Получается, что простой церковный народ в среднем более русофильский, чем украинское православное священство.

Это нетрудно объяснить. Советская власть практически полностью уничтожила священство и закрыла почти все храмы на территории УССР. Западная же Украина пробыла «под советами» меньше, поэтому там больше сохранилась традиция молодым людям идти в священники.

Поэтому большую часть клира в УПЦ составляют именно уроженцы Западной Украины. Среди них есть и искренние верующие, и святые люди. Но история русского государства и русского православия многим из них просто не очень интересна. Гораздо больше интересуют их собственные чисто бытовые западноукраинские вопросы. И очень много среди них тех, кто идет в священники просто ради удобного и хлебного места настоятеля прихода, которого даже в бедном селе бабушки-прихожанки не оставят без куска хлеба и дюжины яиц. Опять же, городская жизнь, близость к бизнесу и власти привлекает очень многих. Где уж тут думать (и рассказывать прихожанам) о совсем «не хлебных» вопросах исторического единства Руси, когда вокруг есть реальные живые бизнесмены и депутаты, которые могут стать спонсорами и помогут «решать вопросы».

Вот и превратились многие церковные структуры Киевской митрополии в рассадники таких «церковных карьеристов», готовых подпевать действующей власти и ее идеологии. Церковный карьеризм особенно расцвел при покойном митрополите Владимире (Сабодане), выпестовавшем около себя людей, которые и предали церковь, уйдя в константинопольский раскол. Но многие из их однокашников и собеседников остались. И не от них ожидать хоть какой-то борьбы за русскую православную идентичность.

Вышесказанное не отменяет горячее почитание тех же царственных страстотерпцев даже на Западной Украине, в том числе простым народом. Но помогает понять, чем дышат во многих структурах Киевской митрополии. Понять, так сказать, «церковный мейнстрим», который часто идет если и не вразрез с настроениями церковного народа, то параллельно ему. Этот мейнстрим воспитал и свою молодежь – относительно молодых прихожан, журналистов, состоявшихся и несостоявшихся семинаристов-«батюшек», многие из которых реально всю жизнь держали и держат в кармане «дулю» в сторону Москвы. Даже до 2014-го года официальные церковные СМИ публиковали информацию о русофильских мероприятиях православной общественности с большим скрипом. А чаще всего просто замалчивали.

В таком состоянии Украинскую православную церковь застал государственный переворот 2014 года. Все восемь лет с тех пор прихожане УПЦ – украинские граждане, наряду с остальными соотечественниками, были потребителями украинской пропаганды, крайне агрессивной и русофобской. С момента начала спецоперации украинская пропаганда стала круче, чем в Рейхе. Достаточно сказать, что главные телеканалы называют русских «русней», «рашистами», «орками» и «ордой». Все смерти мирных граждан, прямо убитых украинскими боевиками или погибших в результате того, что ВСУ укрепились в жилой застройке, детских садах или больницах, украинцами записываются на счет русских.

Прихожане и священники — такие же люди, как и окружающие. И тоже подвержены пропаганде, тем более пропаганде психологически грамотной. Вина украинского режима перед Донбассом и перед собственными гражданами как бы выключена. Пропаганда твердит лишь о нападении России. Когда по телевидению круглосуточно твердят о «русских убийцах» и об «украинских защитниках», поневоле поверишь. ТВ ведь не говорит о том, что «защитники» намеренно организовывают оборону таким образом, чтобы гибли гражданские. Располагают в гражданских объектах огневые точки и ставят боевую технику. Как «Грады» в киевском супермаркете, по которому из-за этого был нанесен точечный удар.

Только самые смелые священники и епископы говорят о том, что все происходящее, не «козни русских», а наказание за грехи граждан Украины. Главный из которых – равнодушие к тому, что все эти годы творила украинская власть.

Именно киевский режим устроил гражданскую войну против части собственного народа. Именно режим раздал оружие нацистам и уголовникам еще в 2014-м году. Именно режим и его армия проводили обстрелы и убийства детей Донбасса. Именно режим последовательно проводил западную гомосексуальную повестку в общество – от масштабных гей-парадов до внедрения «гендерной повестки» в школьные учебники и публикации (за государственный счет!) гомосексуальных сказок для самых маленьких.

Ну а люди (в том числе православные!) «просто жили», потому что их это как бы не касалось. Не протестовали против войны. Наоборот, часто даже поддерживали «нашу армию», убивавшую детей в Донбассе. Это делали и некоторые епархии, и некоторые прихожане. И вот теперь война пришла к ним домой. И у них в мозгах включилась схема «а нас за что»?

Им очень легко ненавидеть Россию. Эта ненависть – сегодняшний украинский мейнстрим. Тоталитарное общество тем и отличается, что есть не только обязательная идеология, но и наказание для тех, кто ее не исповедует. Именно так сегодня на Украине. Продолжаются превентивные аресты всех, кто мог бы (!) сочувствовать России. Под жернова террора попали писатели и журналисты, украинский поэт Ян Таксюр и казак Леонид Маслов. Это люди, которые всегда выступали в поддержку православной церкви. Бросаются в тюрьмы и изгоняются священники. Запугиваются и шельмуются их семьи. Мало у кого в таких условиях хватает духу противоречить.

Так что, Украинская православная церковь находится в плену. И этот факт не меняет то, что часть ее клира и прихожан сотрудничает со своими тюремщиками и даже защищает их. Кто-то перестает поминать патриарха московского. Кто-то выкладывает обращения, направленные «против Москвы». А кто-то, как «правильный украинец» и православный крымчанин Александр Усик, берет автомат в руки и идет защищать киевский режим