"Нахимовцы": чего не хватает патриотическому кино
28 июля в российский прокат вышел патриотический семейный приключенческий фильм "Нахимовцы" с Андреем Мерзликиным и Сергеем Гармашом в ролях героических русских морских офицеров.
"Нахимовцы" – история приключений братьев-близнецов Семена и Тимофея Логиновых из семьи потомственных военных моряков. Их отец – отважный капитан Андрей Логинов (он же Андрей Мерзликин) мечтает видеть в сыновьях продолжателей военно-морской династии, а сами парни хотят просто весело проводить время.
По словам режиссера Олега Штрома и продюсеров Юрия Обухова и Алексея Рязанцева, их фильм рассчитан преимущественно на юную аудиторию: кино о подростках для подростков. А поэтому они и использовали по хорошему классический и многократно опробованный в детских и юношеских фильмах сюжет про хулиганов мальчишек, влюбленных в положительную девочку – красавицу, ради которой мальчишки и совершают многочисленные подвиги. Получилась такая сильно осовремененная версия приключений повзрослевших Петрова и Васечкина.
Вышло довольно динамично и ярко. Красивые питерские пейзажи и душевные хроникальные кадры.
В "Нахимовцах" определенно есть свои интересные находки. Например, финальные титры демонстрируются под оригинальный марш нахимовцев, собранный авторами фильма из четверостиший, которые, согласно многолетней традиции училища, сочиняет каждый выпускающийся курс, начиная с 1948 года.
Ну или тот факт, что большую часть "Нахимовцев" сняли непосредственно в нахимовском училище в Санкт-Петербурге, а преподавателей училища играют реальные "нахимовские" офицеры.
Из-за всемирной пандемии съемки шли долго, часто переносились и откладывались. За это время успели поменяться три начальника военного учреждения. Первый начальник категорически запретил съемочной группе показывать в фильме драки и прочие вольности в среде учеников академии. К счастью, следующий начальник был не столь категоричен.
Картина "Нахимовцы" уже получила несколько фестивальных наград, в том числе гран-при кинофорума "Золотой Витязь", который прошел в конце мая в Севастополе.
Сценарий "Нахимовцев" писали сразу четыре автора – Игорь Евсюков, Виктор Мельников, Кирилл Кондратов и Максим Аксенов. Все они определенно очень заслуженные и профессиональные. Но, увы, уже давно не подростки. А нахимовцы – это именно среднее, а не высшее образование. А значит, главные герои тут именно полные энтузиазма и энергии 16- и 17-летние старшеклассники.
В области морского дела и обучения "Нахимовцев" консультировал действующий командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. А вот в области подростковых интересов и речей консультанта фильму не хватило. Очень заметно, что среди сценаристов не оказалось той молодой и свежей струи, которая смогла бы смыть с текстов налет советской кондовости и топорной безликости.
Как говорила тетушка Костика в "Покровских воротах": "Наши играют французскую жизнь". В "Нахимовцах" взрослые, утомленные жизнью дяди пытаются говорить и действовать за полных предвкушения жизни подростков.
В результате, герои часто выглядят какими-то одномерными картонными персонажами, общающимися между собой клишейными "взрослыми" фразами.
Авторы, конечно, объяснили эту стандартность и скучность своих героев тем, что реальные нахимовцы именно такие. Не зря же они, авторы, неделю жили на территории нахимовского училища и общались с учащимися там парнями. Забыв, скорее всего, что любые подростки, даже самые послушные и ответственные медалисты в общении со взрослыми и разговорах между собой — это совершенно разные люди.
Зато в фильме даже массовка – настоящие нахимовцы. Правда, только отличники, этот момент особо уточняют авторы. Съемки – их премия за отличную учебу.
"Нахимовцы" — уже не первый выпущенный в прокат за последнее время отечественный фильм, после просмотра которого остается ощущение черновика: слишком много шероховатостей и вопросов возникает в процессе просмотра. Например, в "Нахимовцах" очень много незавершенных сюжетных линий.
Мама близнецов здесь вообще чисто символически персонаж, мнение которого никого не интересует. В самом начале мама говорит папе, что она не хочет, чтобы ее дети пошли в Нахимовское училище и стали такими же "как они сами". После этого персонаж мамы исчезает из сюжета. Про нее просто все забывают. Папа собственноручно отправляет сыновей учиться на моряков.
Или вначале нам показывают как братья, едва проснувшись с утра, мониторят курс акций, обсуждая что, если их акции еще больше упадут, они окажутся банкротами. На этом история с акциями заканчивается. Что это было? А главное зачем? Авторы так и не потрудились объяснить зрителям.
Или история с лучшим другом главных героев – Костиком, который в первой половине сюжета был активным участником действа на экране, а потом по воле сюжета и отрицательных персонажей попал в реанимацию. Главные герои за него, конечно же, поволновались, даже навестили в больнице, и на этом все. Дальнейшая судьба Костика так и осталась за кадром.
И все это – на фоне того, что за одну неделю братья-близнецы сумели не только освоить полноценную годовую программу училища, но и стать чуть ли не лучшими в некоторых дисциплинах, которые до этого постоянно прогуливали.
Все это похоже на висящее на сцене с первого акта ружье, которое за весь спектакль так и не стреляет.
Хотя, наверно, все недочеты "Нахимовцев" легко превращаются в плюсы, если в расчет брать тот факт, что кино рассчитано в первую очередь на детскую аудиторию.
Искушенные марвеловскими супергероями и голливудскими спецэффектами подростки российский патриотический наив вряд ли оценят, но младшим школьникам история про приключения братьев-близнецов, вероятно, понравится. Прислушиваться к диалогам им еще скучно в силу возраста, а действия и драк в "Нахимовцах" с избытком.
Взрослых ролей в фильме немного – всего пять или шесть. И все они эпизодические, кино-то о подростках.
И режиссер Олег Штром, и продюсер Юрий Обухов честно признаются, что на "взрослые" роли они специально брали медийных актеров, чтобы именно их изобразить на постерах к фильму и именно на их лица собирать зрителей в кинотеатры.
Потому капитана Логинова, отца главных героев в "Нахимовцах" играет Андрей Мерзликин. А его начальника – Сергей Гармаш.
Кстати, для Сергея Гармаша и Андрея Мерзликина этот проект стал 12-ой по счету совместной работой.
Основные же роли в "Нахимовцах" достались начинающим молодым актерам.
Братья Даниил и Никита Ходуновы сыграли близнецов Семена и Тимофея Логиновых. Для Даниила и Никиты эти роли стали дебютом в большом кино. Ребята старались, дрались в кадре без каскадеров и даже, местами, с реальными травмами.
Сами по себе 20-летние братья в реальной жизни довольно обаятельны. Но на экране, увы, природной харизмы не хватило, чтобы компенсировать недостаток актерского опыта, а банальные и плоские диалоги никак этой ситуации не помогли. В результате, Петрова и Васечкина из братьев Логиновых не вышло. Как и братьев Торсуновых с их Сережей Сыроежкиным и Электроником.
Зато съемки в "Нахимовцах" помогли Даниилу и Никите Ходуновым определиться с выбором будущей профессии. После Нахимовцев они успели уже сняться еще и в сериале "Мосгаз".
Вообще, если честно, почти все дети в "Нахимовцах" играют примерно как герои "Ералаша" последних лет: вроде, придраться особо не к чему, но и не цепляют.
Роль Маши – роковой красавицы, спортсменки и комсомолки в жизни братьев Логиновых досталась Василисе Шакуновой, девочке из актерской семьи – дочери актрисы Анны Дюковой и актера Ильи Шакунова. Это ее первая большая роль. Василиса – девочка, бесспорно, милая и симпатичная. Но до роковой красотки и той же Маши из "Приключений Петрова и Васечкина" в исполнении Инги Ильм ей так же далеко, как Ольге Бузовой до певицы. Кстати, экранную маму героини Василисы-Маши, по совместительству учительницу английского в училище играет ее реальная мама Анна Дюкова.
Главного отрицательного героя в "Нахимовцах" сыграл продюсер картины, профессиональный актер дубляжа по совместительству Алексей Рязанцев.
Так как его герой появляется на экране всего на пару минут, то его персонаж в сценарии особо прописан и не был. А поэтому весь антураж для него был придуман и сделан самим Алексеем из его обширного опыта просмотра зарубежных фильмов.
С самого начала производство фильма активно поддерживали Министерство культуры и Министерство обороны, а также фонд патриотического кино. И тем обиднее, что при такой поддержке получилось довольно среднее одноразовое кино, которое явно надолго не захватит детские умы, искушенные детально продуманными и эффектно снятыми голливудскими экшенами.
Это вдвойне обидно осознавать тем взрослым, которые выросли на целой плеяде замечательных советских фильмов, таких как "Приключения Петрова и Васечкина", "Гостья из будущего", "Про Красную шапочку", "Мэри Поппинс, до свидания", "Приключения Электроника", "Буратино" и им подобных и точно знают, что наши кинематографисты отлично умеют снимать детское кино. Качественное, с обаятельными, а главное запоминающимися и харизматичными детьми-актерами и без сценарных шероховатостей и многочисленных вопросов после. Фильмы, которые хочется пересматривать, а не топорное кино-однодневку.
По крайней мере, точно умели.
И количество прокатных копий, которыми так гордятся создатели "Нахимовцев" с 600 увеличились до 2000 (как и количество кинотеатров, в которых будут показывать "Нахимовцев") не потому что фильм так хорош, а потому что ему просто не с кем конкурировать.
Глупо спорить с тем, что отечественные кинотеатры сейчас переживают не лучшие времена. Если совсем честно, то репертуар нашего кинопроката сегодня состоит из отечественных картин, зарубежных ужастиков и боевиков категории "С" (которые в былые времена сразу отправились бы в онлайн) и мультфильмов.
С другой стороны, очень хочется верить, что зрители, избалованные американским кинематографом, слишком торопят наших фильмоделов. Делают же наши кинематографисты просто отличное анимационное кино. В последние годы начали снимать превосходные, качественные сериалы. Глядишь, такими темпами и большой метр подтянется.