Лена в стране справедливости
25 августа в российский прокат вышла трагикомическая отечественная фантасмагория «Лена и справедливость» с Анной Уколовой в главной роли.
Сами авторы называют свое творение сказкой. Эдакая попытка отечественного ответа льюискэроловской «Алисе» – Лена в стране справедливости. А значит, по аналогу с зарубежной Алисой, все происходящее в киношном городе N надо воспринимать как выдумку, фантазию или лучше – мечту. О том, как оно могло бы быть, если бы миром правила именно всеобщая справедливость.
Естественно, как в любом хорошем кино, в «Лене и справедливости» не обошлось без заимствований. Прошу прощения, вдохновлений. Больше всего авторов вдохновил, видимо, небезызвестный Гай Ричи, потому что местами без сравнений не обходится. Особенно, когда группа накачанных мужчин в одинаковых костюмах с битами в руках приезжает на разборки, выбирается из одного авто и по-быстрому наказывает всех негодяев, сложно не вспомнить эпичного «тренера» Колина Фаррела и его ребят из «Джентльменов».
«Лена» – дебютный полнометражный художественный фильм режиссера Екатерины Вещевой. В её фильмографии ранее было всего три собственных документальных ленты. Больше она известна любителям отечественного кино по совместной работе с Андреем Кончаловским над его фильмами «Рай» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Кстати, именно Андрон Сергеевич стал художественным руководителем этого проекта про справедливость.
Сценарий «Лены и Справедливости» написала Елена Киселева, ранее также, как и режиссер Елена Вещева, работавшая на фильмах Кончаловского – таких как «Грех» и «Дорогие товарищи». Кстати, сейчас она пишет для Германа-младшего.
Снимали сказку про Лену в совершенно реальном месте под названием Кашин, что находится в тверской области и славится своими минеральными водами.
Снимали в прямом смысле всем городом, так как практически все жители этого небольшого городка были так или иначе задействованы в съемочном процессе. Кашин оказался настолько живописным и кинематографичным местом, что даже декораций специальных создавать не понадобилось. Центральная городская площадь появляется в фильме ровно в том же виде, в котором она существует в реальности. Даже пивной ларёк в центре, который по сюжету пришлось сжечь, был самый настоящий.
Сценарий же «Лены и справедливости» Елена писала исключительно по велению души, а не по заказу. А значит, все заканчивается хорошо и весело, и все герои без исключения простые и милые люди, даже те, кто кажутся сложными и злыми.
У актрисы Анны Уколовой главная героиня «Лены и справедливости» провинциальная продавщица Лена, мечтающая сочетаться законным браком со своим многолетним сожителем Максудом – выходцем из страны бывшей союзной республики, получилась копией ее же Нины из нашумевшего «Домашнего ареста». Активная, шумная, резкая. В общем, идеальная сотрудница небольшого продуктового магазина в маленьком городке.
К ее экранному супругу, главному герою Максуду «Лены и справедливости» в исполнении Парвиза Пулоди вопросов больше. Авторы утверждают, что именно таким, вялым, безынициативным, инертным и в общем вызывающим раздражение, его герой и должен был быть по их задумке. Заслуженного артиста Таджикистана Парвиза Пулоди, проживающего на родине, специально для роли уговорили приехать в Россию.
Кстати, Парвиз, так же как и его герой Максуд, совершенно не пьющий.
Сабина Ахметова в короткой эпизодической роли продавщицы в пивном баре появилась совершенно случайно. Актриса узнала про сценарий и захотела его прочитать. А прочитав – загорелась идеей принять участие. И несколько дней уговаривала авторов проекта пригласить на съемки именно ее. Даже сильная второстепенность ее персонажа, из-за которой, собственно, создателям «Лены» и было неудобно обращаться с предложением к востребованной актрисе, Сабину не смутила.
И хорошо, что не смутила. В фантасмагорическую сказку из жизни маленького городка Сабина Ахметова вписалась очень неплохо. Даже добавила некоторые краски к унылому образу главного героя. Актерский состав в «Лене и справедливости» вообще очень неплохой. Благодаря хорошему исполнению, тут эффектными выглядят даже самые маленькие роли. Нечасто такое встречается.
В общем, и правда, у авторов «Лены и справедливости» получилась сказка. Добрая и немного грустная история о том, что (это утверждение авторов, если что) все люди не идеальные, вне зависимости от их национальности.
До многослойности и продуманности фантасмагорий того же, например, Карена Шахназарова «Лене» конечно же очень далеко, но кино в любом случае смотрится приятно, ненавязчиво и мило. Как домашний лимонад. Вроде ничего особенного, но пьется быстро и легко.