"Сердце Пармы": самый ожидаемый фильм года
Шестого октября в российский прокат выходит главный отечественный блокбастер этого года – экранизация романа Алексея Иванова "Сердце Пармы" с Евгением Мироновым, Алексеем Кравченко и Федором Бондарчуком в образе реальных исторических личностей.
Если начинать с самого начала, то необходимо уточнить, что "парма" пишется с маленькой буквы – это североуральское название особого типа хвойного леса. Именно в этом лесу и происходит основное действие фильма.
Именно в парме на первых же кадрах фильма ватага ушкуйников разоряет языческое святилище пермяков и похищает местное божество — идола Сорни-Най (Золотую Бабу). Это приводит к религиозной войне, ради которой раздробленные местные племена впервые объединяются вокруг общего лидера.
Первоначально роман Алексея Иванова назывался "Чердынь — княгиня гор", но для позднего переиздания подобрали более звучный и многозначительный заголовок "Сердце Пармы".
Для писателя Алексея Иванова "Сердце Пармы" стало первым литературным успехом и пропуском в мир большой литературы, а также открыло его имя для любителей чтения.
Последовавшие за "Сердцем Пармы" романы и экранизации "Географ глобус пропил" с Константином Хабенским, "Пищеблока" – про вампиров в советском пионерлагере, а также "Тобола" только закрепили успех и узнаваемость Алексея Иванова.
Кстати, в честь первого ставшего популярным романа автора с 2006 года в окрестностях Чердыни ежегодно проводят фестиваль "Сердце Пармы", собирающий более тысячи участников.
Жанр "Сердца Пармы" — исторический роман. Многие критики при этом добавляют: "…с элементами фэнтези", но автор с этим определением категорически не согласен.
Роман "Сердце Пармы", как, впрочем, и нынешний фильм, интересен, в первую очередь, своей высокой детализацией быта того времени и вообще богатейшей этнографической фактографией. Конечно, историю по нему учить не стоит, а вот быт далеких предков – вполне. Известно даже, что для большего погружения в эпоху Иванов создал собственный небольшой краеведческий музей.
Итак, действие романа происходит во второй половине XV века , то есть в эпоху, когда Московское государство под руководством Ивана III, названного "собирателем земель русских", занималось активным расширением на Восток и подчиняло себе те места, которые сейчас известны как Предуралье.
Местное население в то время исповедовало частично православие, частично местные языческие культы. Именно эти различные верования и стали основой масштабных разногласий в романе.
Основной сюжет строится на противостоянии московских войск и населения древнего Урала, желающего отстоять собственную независимость. Между двумя этими враждующими сторонами находится князь Михаил Ермолаевич, который, полюбив одну из ведьм-язычниц по имени Тиче, старается примирить уже вступившее в православие Московское княжество и оставшихся в большинстве своем язычниками жителей Пармы.
История в "Сердце Пармы" рассказывается от лица нескольких персонажей – ход, благодаря которому в свое время вышла в дамки пресловутая «Игра престолов». Кстати, "Сердце Пармы" по многим критериям сравнивают с этой всемирно известной киносагой. А беловолосых представителей водных деревень из "Сердца Пармы" так и вовсе первые зрители фильма окрестили пермскими Таргариенами.
Экранизация "Сердца Пармы" готовилась к выходу несколько лет.
Режиссером этого киноэпоса сразу же был выбран Антон Мегердичев, известный благодаря своим многочисленным и многолетним документальным работам с Леонидом Парфеновым для телевизионной кнопки с зеленым шариком и благодаря съемкам самого кассового российского фильма в истории, перешедшего в своих заработках рубеж в 3 миллиарда рублей, – "Движение вверх". Ну и также автора третьих "Ёлок" по совместительству.
С кастом «Сердца Пармы» режиссер не мелочился. Тут собран весь цвет нынешнего российского экрана : Евгений Миронов в роли епископа Пермского Иоанна, Федор Бондарчук играет царя Ивана III, Александр Кузнецов – взрослый князь Михаил Ермолаевич, Роза Хайруллина – няня маленького княжича Михаила, трагически погибший в аварии Сергей Пускепалис – опекун князя Полюд, Алексей Кравченко – глава одного из союзных княжеств, Виталий Кищенко – воевода из Москвы, Елена Панова – супруга Полюда и многие другие.
Стоит ли удивляться, что при таких составляющих "Сердце Пармы" стал фильмом-открытием нынешнего ММКФ и получил множество восторженных отзывов от кинокритиков.
Съемки киноэпопеи Алексея Иванова и Антона Мегердичева проходили непосредственно в местах, где происходит действие книги — в окрестностях древней столицы пермского края. В процессе активно участвовали местные жители. Именно они играли население Чердыни и вообще создавали массовку.
"Сердце Пармы" – фильм сложный и неоднозначный в восприятии. Из его неоспоримых плюсов стоит отметить внимание создателей к деталям.
Например, костюмы для жителей вымышленного водного города Уроса — местных Таргариенов – шили из настоящей рыбьей чешуи, кожи кеты.
Строгий кастинг на роли в "Сердце Пармы" проходили не только люди, но и животные. На роль коня главного героя князя Михаила претендовало сразу 15 скакунов. Чтобы выбрать лучшего, исполнителю роли князя, ныне идейно-нестабильному актеру Александру Кузнецову, пришлось в полном боевом обмундировании репетировать батальные сцены на каждом из них. А это, учитывая, что Александр коней побаивается, был тот еще подвиг.
Как бы то ни было, в результате для съемок был отобран конь по имени Фрегат. Кстати, в отличие от Александра Кузнецова, у Фрегата в кадре был дублер.
Помимо лошадей, в съемках "Сердца Пармы" принимали участие дрессированные волки, совы, рыси, собаки, ястребы, олени и лоси. Правда, роль гигантского боевого лося, на котором разъезжал вождь язычников Асыку, играл обычный загримированный конь-тяжеловоз высотой в холке около 2 метров. На голову животного надевали маску лося с большими рогами, выполненными из облегченного, но прочного материала с карбоновыми нитями; сверху накидывали попону, имитировавшую шкуру лося со следами ранений, а поверх, на спине лошади, крепился горб.
Первая половина фильма – это по большей части попытка познакомить зрителей с многочисленными героями и их бытом. Вышло неровно, местами очень медленно и печально. Настолько печально, что иногда хотелось покинуть кинотеатр.
Возможно, в печатном варианте все поступки героев имеют логическое объяснение. Увы, фильм этим похвастаться не может. Местами действия и слова персонажей категорически непонятны. А длинные и многозначительные диалоги ситуации не спасают, скорее наоборот.
Даже несмотря на то, что половина действующих лиц романа потерялась при переносе текста книги на экран, первые полчаса фильма отчаянно путаешься в огромном количестве появляющихся на экране одинаковых бородатых персонажей.
Запомнить всех тут просто невозможно. Да, по сути, этого и не нужно. Многие, казалось бы, значительные действия не будут иметь никаких последствий и значения для сюжета.
Женщины в "Парме" даже не третьестепенные персонажи, скорее – декорации. Все, включая вроде бы и главную героиню, супругу князя Михаила ведьму-ламию Тиче. Несмотря на многозначительный замах, ее роль также сводится к красивым, но совершенно бессмысленным обнаженным дефиле по снегу.
Из минусов "Сердца Пармы": сильная затянутость первой половины повествования. Все-таки хронометраж в 2 часа 40 минут очень тяжело удержать на одном зрелищном уровне.
Конечно, для того чтобы понять, кто есть кто в фильме, с первоисточником знакомиться не обязательно. Но без знания произведения процесс погружения в кинореалии оказывается гораздо сложнее.
Еще один значительный визуальный минус – категорическое несовпадение внешних типажей актеров, играющих маленького и взрослого князя Михаила. Сложно обьяснить себе, как из темноглазого и темноволосого подростка с точеным носом и высокими скулами Михаил стал совершенно блеклым блондином со светлыми глазами и сломанным носом. Из-за этого первое появление повзрослевшего пермского лидера вызывает резкое отрицание, которое сглаживается только ко второй половине фильма.
Из плюсов "Сердца Пармы": эффектная максимально проработанная картинка. Тут интересно разглядывать детали – настолько они хорошо сделаны.
Отличные батальные сцены, которые создателям удалось снять масштабно, но при этом четко и понятно. Нет ощущения всеобщего месива, только битва героев и их врагов. Поистине получилось не хуже пресловутой "битвы бастардов" из "Игры престолов".
Ну и главный плюс "Сердца Пармы" – это актерский состав. Только ради одного Евгения Миронова в роли епископа Иоанна стоит посмотреть этот фильм.
Для трагически погибшего Сергея Пускепалиса наставник и опекун молодого князя Михаила, Полюд, стал одной из последних ролей. Его богатырь Полюд спас Михана еще ребенком от верной смерти, заменил ему отца и полюбил как сына. Финальные кадры с участием героя Сергея даже вечно недовольная и скептически настроенная журналистская братия встретила аплодисментами. Тот редкий случай, когда актер в жизни оказался очень похожим на своего благородного и честного экранного персонажа. По-человечески жаль.
"Сердце Пармы" получилось масштабным и дорогим творением. Шутка ли, бюджет в 610 миллионов. Но смотреть его довольно трудно. Как трудно и уловить основную идею всего этого масштабного эпоса, ради кого и чего князь Михаил сотворил всю эту историю, погубив сотни друзей и тысячи врагов.