Version: 0.1.0

«Либерея»: наш ответ «Анчартед»

Алена Жирикова
Новый экшн-боевик, бюджетный близнец американского кинохита выходит в российский прокат

27 октября в российский прокат выходит приключенческий экшн-боевик «Либерея: Охотники за сокровищами» с Алексеем Серебряковым, Тихоном Жизневским и Артемом Ткаченко в главных ролях.

«Либерея: Охотники за сокровищами» выглядит как российский брат-близнец американского кинохита прошлого года «Анчартед: На карте не значится». Конечно, более бюджетный брат, но все же близнец. 

В отечественной версии, равно как и в забугорных приключениях, старинный клад ищут трое: два представителя сильного пола: один опытный специалист – Аркадий (Алексей Серебряков), второй – новичок-салага Илья (Тихон Жизневский) и темноволосая умная красотка-авантюристка с задатками китайского акробата и знаниями академика Арина (Диана Пожарская).  

В нашей версии поисков давно потерянных сокровищ, как и в диснеевском «Анчартед», даже трюки в воздухе присутствуют. Пусть и не голливудский масштаб летящего в бездну самолета с вылетающими из него тюками, по которым резво скачет Человек-паук в прошлом, кладоискатель в нынешнем Том Холланд, но зато на вертолете над Москва-Сити, что тоже очень неплохо и определенно знаково и пейзажно. 

У нас, кстати, как и в американском варианте приключений авантюристов-кладоискателей, тоже в названии фильма первым находится не всем понятное замысловатое, но определенно звучное слово, требующее  дополнительной расшифровки. Только если в голливудской версии слово это появилось благодаря компьютерной игре, родоначальнице фильма, то в российской версии его корни уходят в глубины исторические. 

Либерея – мифическое собрание книг и документов, последним владельцем которого, предположительно, был царь Иван IV Грозный. 

Согласно преданию, Либерея досталась Ивану IV от его деда, который, в свою очередь, получил собрание книг вместе с приданым его невесты Софьи Палеолог. До этого же коллекцию Либереи пополнял византийский император.

Но! Даже при жизни Ивана Грозного Либерею никто не видел. Однако, по сведениям историков, среди сокровищ библиотеки были рукописи финикийцев, иудеев, древнеиндийских брахманов и величайших китайских мыслителей, а также старинные манускрипты раннего христианства. Свитки, принадлежавшие римским императорам, египетские папирусы. Все рукописи в библиотеке были в золотых переплетах, щедро усыпанные драгоценными каменьями.

Те исследователи, кто верит в существование Либереи, считают, что библиотека была спрятана лично Иваном Грозным. Поиски библиотеки с перерывами велись еще со времен Ивана IV. 

Вот уже четыре с лишним столетия искатели сокровищ обыскивают все уголки России в надежде отыскать клад, спрятанный русским царем. Искали и в Вологде, и в Александрове, в Рязани и в Кирилло-Белозерском монастыре, и все, увы, безрезультатно.

А поэтому некоторые из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что Либерея давно погибла в результате пожаров или во времена смуты. Другие же считают, что библиотеки и вовсе никогда не было.

В любом случае, если основываться просто на описании содержащихся в библиотеке экспонатов, даже по самым скромным оценкам, стоимость Либереи сегодня превышала бы миллиард долларов. Стоит ли удивляться, что поиски этого сокровища продолжаются до сих пор?

В общем, вся идея фильма «Либерея: Охотники за сокровищами» строится вокруг легенды о библиотеке Ивана Грозного и ее поисков.

Кстати, первоначально фильм назывался «Сокровища Ивана Грозного», загадочное слово Либерея появилось в заголовке гораздо позже. Во многом благодаря (ну, или вопреки) другому фильму – по сценарию Евгения Гришковца «Грозный папа» который, вот ведь ирония судьбы, выходит в российский прокат ровно в один день с «Либереей» и речь в котором также идет об Иване IV Грозном. 

Режиссером «Охотников за сокровищами» выступил 53-летний Глеб Орлов, известный любителям кино благодаря комедии «Наша Russia. Яйца судьбы» и биографическому эпосу «Поддубный».

Сценаристом стал Андрей Золотарев, успевший подарить российскому зрителю такие ленты, как довольно достойный ужастик с Оксаной Акиньшиной «Спутник», мелодраму с Аглаей Тарасовой и Александром Петровым «Лед» и сериал с Максимом Матвеевым «Триггер».

Съемки «Либереи» стартовали в октябре 2021 года в Москве, а уже через неделю переместились в Ханты-Мансийский автономный округ, в Югру.

Вообще, география съемок «Либереи» довольно разнообразна и обширна. Помимо столицы нашей родины и ХМАО, съемочная группа посетила Кирилло-Белозерский монастырь под Вологдой, Ненецкий автономный округ, а также — окрестности Кремля и недра московского метрополитена.

В общем, картинка на экране получилась очень разнообразная и яркая. Что вкупе с хронометражом в 105 минут выглядит очень динамично. 

Несмотря на более внушительные кинозаслуги ныне «стыдящегося» поведения своей родины и народа 58-летнего Алексея Серебрякова, истинной звездой «Либереи» стал 34-летний Тихон Жизневский. Он, кстати, как и его голливудский киноблизнец из «Анчартеда» Том Холланд – известный комиксовский супергерой. И так же, как марвеловский паук-Холланд, наш «Майор Гром» Тихон Жизневский с детства мечтал принять участие в поиске сокровищ. Вообще, актерский состав в «Либерее» можно смело отнести к неоспоримым достоинствам фильма.

Алексей Серебряков в роли главного специалиста по затерянной в веках царской библиотеке в меру странен и органично циничен. Главный антагонист «Либереи» Артем Ткаченко брутально пугающ, дьявольски загадочен и маниакально настойчив – классический отрицательный персонаж.

В общем, если говорить про исполнителей главных ролей, то самым слабым звеном можно было бы назвать Диану Пожарскую. Понятно, что идеальной дикцией вообще мало кто из современных актеров может похвастаться, но у Дианы с этим абсолютная беда. Физически тяжело понять, что говорит ее героиня, если речь ее состоит из более чем двух слов. Да что там речь, даже ее имя – Арина – понять было бы невозможно, не напиши его предусмотрительно создатели фильма крупно на экране проектора при первом появлении Дианы Пожарской в кадре. 

Ну и переигрывает Диана тоже основательно. Что на фоне очень органичных в своих образах Тихона Жизневского и Алексея Серебрякова особенно бросается в глаза. 

В общем, между динамичной и ловкой брюнеткой из «Анчартед» в исполнении Софьи Тейлор Али и нашей охотницей за сокровищами Дианой Пожарской, непатриотично хочется отдать предпочтение заморской красотке. 

Как бы то ни было, индивидуальные актерские упущения на качестве всего фильма не сильно отразились. «Либерея: Охотники за сокровищами» оказался очень достойным отечественным ответом ушедшим от нас голливудским блокбастерам. Шустро, зрелищно, качественно отыграно и даже вполне логично обосновано. А главное, полностью рассчитано на семейный просмотр: ни тебе кровавых сцен, ни эротических намеков. И – ура! – ни одного нетрадиционно настроенного цветного персонажа неопределённого пола. Вот так и начинается любовь к отечественному кино. Или возобновляется. У кого как.

В общем, в преддверии школьных каникул у столичных учеников «Либерея: Охотники за сокровищами» – это прям просто подарок какой-то. Тот случай, когда рейтинг ожидания фильма в 97% явно оправдан.