Version: 0.1.0

"Золотые соседи": странная пародия на хорошее кино

Алена Жирикова
Трагикомедия с Боярским, Немоляевой, Ахеджаковой, Охлобыстиным, Шнуровым и многими другими звездами, увы, получилась далекой от признанных шедевров

3 ноября в отечественный прокат выходит трагикомедия “Золотые соседи” с целой плеядой советских и российских звезд: Михаилом Боярским, Светланой Немоляевой, Иваном Охлобыстиным, Сергеем Шнуровым и многими другими.

Если описать впечатления от «Золотых соседей» одним предложением, то получится история о том, как идешь в кино, рассчитывая посмотреть новый современный “Гараж” в антуражах «Покровских ворот», а попадаешь на самодеятельный капустник регионального любительского театра.

«Зотолые соседи» — история о том, как совершенно разные жители одной большой коммунальной квартиры в Санкт- Петербурге пытаются объединиться, чтобы договориться о продаже своей квартиры. 

Картину под рабочим названием «Этаж» начали снимать на «Ленфильме» еще в 2019 году. Съемки растянулись на долгие два года из-за того, что слишком сложно было собрать единовременно на площадке большое количество востребованных актеров, живущих и работающих при этом в разных городах. 

Премьера «Золотых соседей» состоялась в июле 2022 года на международном фестивале «Западные ворота» в Пскове.

Режиссер «Золотых соседей», Станислав Мареев, получил широкую известность благодаря своей работе над криминальными сериалами, такими как «Бандитский Петербург», «Русский спецназ» и «Литейный, 4». Ностальгическая легкая комедия ситуаций для Мареева не самый традиционный, а значит, не самый изученный жанр. А поэтому многому пришлось учиться с нуля уже по ходу съемочного процесса. 

Съемки «Золотых соседей» проходили в Санкт-Петербурге. Специально для «Соседей» на киностудии «Ленфильм» были выстроены масштабные декорации размером почти в 4000 квадратных метров. Коммунальную квартиру «строили» три недели. Специально для большей убедительности и реалистичности квартирных декораций художники по всему Питеру собирали линолеум в шашечку, старый наборный паркет, уникальные обои в каждую комнату и, конечно же, старинную мебель и аксессуары. 

Каждая из комнат коммунальной квартиры создавалась под нравы своего персонажа. Например, в комнате героини Лии Ахеджаковой декораторы развесили множество портретов коммунистических деятелей, а в комнате героя Михаила Боярского — старые рок-афиши.

Кстати, чтобы создать образ своего героя, старого рокера Петра Петровича, Михаил Боярский принес из дома свои личные вещи. 

"Я быстро подобрал себе джинсовый ретро-костюм и, конечно, головной убор, – рассказывал на премьере артист. - Художники дополнили мой образ длинными волосами. На мой взгляд, получилось очень хорошо".

Наверно, по сценарию «Золотых соседей» вышла бы интересная и успешная театральная постановка. Разноплановые герои на одной камерной площадке. Ведь и в киноварианте «Золотые соседи» получились больше похожими на заснятый на пленку спектакль, чем на полноценный художественный фильм. Нарочито, театрально, на зрителя тут работают все — и народные артисты, и начинающий молодняк. 

Вообще, фильм вызывает скорее недоумение, чем искренний интерес. Он получился каким-то по-плохому несовременным и устаревшим. Истории и судьбы персонажей не читаются, в отличие от того же «Гаража», где парой емких фраз Эмилю Брагинскому с Эльдаром Рязановым удалось описать жизнь каждого из дольщиков многострадального гаражного кооператива. Более-менее законченная история в «Золотых соседях» только у пары Ахеджаковой-Шнурова, жизни остальных героев так и остаются для зрителя неизвестными. Шутки же в «Золотых соседях» бородаты до неприличия и сразу же невольно навевают воспоминания о киножурнале «Каламбур», популярном шоу конца девяностых, ну, или программе «Маски-шоу», эта и еще старше. Игра актеров напоминает первые российские сериалы. Те, в которых за кадром обязательно присутствовал неестественный зрительский смех, указывающий публике у экранов телевизоров, где именно по сценарию авторами задумана шутка. 

Все поголовно молодые жители коммунальной квартиры переигрывают.

Для Анастасии Лифановой – наследницы-звезды «Русского спецназа» и подобных ему криминальных боевиков, – актера Игоря Лифанова роль странной девицы Светы, с фигурой и в наряде коварной соблазнительницы и ужимками первоклассницы, дочери героя Михаила Боярского в «Золотых соседях» – это вообще первая большая роль в кино.  

Другие обитатели питерской кинокоммуналки, молодожены Нина и Костик с непрекращающимся медовым месяцем, и вовсе словно вылезли из немого черно-белого фильма, где в связи с отсутствием слов надо жестами и гипертрофированными эмоциями на лице демонстрировать всю гамму чувств и переживаний персонажа.

Если к молодым «талантам» вопросов меньше, то народные артисты искренне расстраивают. Получается двойное комбо, в котором и им играть нечего, да они и не пытаются. С другой стороны, звание народного не делает актера автоматически мастером эпизода. Не зря же Фаина Раневская со своим единственным, но запоминающимся «Муля, не нервируй меня» была и остается неподражаемой и неповторимой. 

Между прочим, заглавной песней «Золотых соседей» стала композиция автора и исполнителя Сергея Шнурова «Денег нет».

Кстати, Сергей Шнуров появляется в «Золотых соседях» и в качестве актера. И выглядит его ботаник Вася вполне органично. По крайней мере, смотрится на экране ничуть не хуже своей киношной «мамы» Лии Ахеджаковой. А вот к Лии Меджидовне в образе фанатичного биолога Степановны, выращивающей в своей комнате экзотические сады, кстати, вопросов много. И ни один из них не связан с ее очень странной, но вполне однозначной политической позицией. То ли роль Степановны не совсем ее, то ли ювелирно работать с неограненным талантом Ахеджаковой мог исключительно признанный бриллиант отечественного кинематографа Эльдар Рязанов. В любом случае – словами Станиславского: «Не верю!»

Появление в квартире «Золотых соседей» персонажа Ивана Охлобыстина поначалу немного добавляет бодрости и свежести экранному действу. Но очень скоро брутальная энергия Ивана Ивановича переходит в откровенно банальную пошлость, которая, по ощущениям, становится скучна даже самому исполнителю.

Александр Баширов в роли нового русского олигарха традиционно пьян и несуразен. Зато выглядит живее и органичнее большинства обитателей киноквартиры.

Вообще, ощущение, что народные артисты в «Золотых соседях» играют исключительно по своим старым отработанным годами и прошлыми успешными ролями методичкам. Интеллигентная пенсионерка Валентина Ивановна в исполнении Светланы Немоляевой – это постаревшая жена Гуськова из «Гаража» все того же Эльдара Александровича. Петр Петрович Михаила Боярского в рокерском обмундировании — это очеловеченный волк из мюзикла 1976 года «Мама», где Михаил Сергеевич бодро пел и танцевал на пару с Людмилой Гурченко.

И даже несмотря на явно повторяющиеся образы главных героев, ностальгической меланхолии «Покровских ворот» «Золотым соседям» явно не хватает. Как и сатирической непреклонности «Гаража». Если и сравнивать «Золотых соседей» с чем-то, то, скорее, это будут два продолжения отечественных «Трех мушкетеров», где вроде и режиссер тот же, что и в первой части, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, и актерский состав неизменен, а ощущение от фильмов совершенно иные. 

А впрочем, наверное, на один раз фильм «Золотые соседи» неплох. Но от такого количества звездных имен на афише ожидаешь явно куда больше, чем в результате получаешь.