"Время года зима": кино о том, про что не принято говорить
"Время года зима" – режиссерский и сценарный дебют в полном метре актрисы и героини светской хроники 40-летней Светланы Устиновой, широко известной истинным фанатам отечественного кинематографа благодаря более 50 разномастным ролям в таких киношедеврах, как "Яга. Кошмар темного леса", или эпизодах сериалов "Триггер" с Максимом Матвеевым и "Метод" с Константином Хабенским.
Продюсером "Времени года" выступил супруг Светланы, известный всем любителям глянцевых журналов Илья Стюарт.
Продюсировал творение любимой жены Илья на пару с другой известной всем увлекающимся гламурными персонажами личностью – Мурадом Османном, основателем движения #followme, в рамках которого он снимал и выкладывал в ныне запрещенной сети, которую, как Волан-де-Морта, нельзя называть вслух, свою супругу Наталью со спины во всяких красивых местах и эффектных нарядах.
Премьера фильма "Время года зима" состоялась 10 августа 2022 года на закрытии кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге. Фильм этот – тяжелая психологическая драма про непростые отношения нестарой еще матери – Евгении Добровольской – и взрослой уже дочери – Юлии Снигирь – на фоне развивающейся у матери болезни Альцгеймера.
По сути, это экранизация личной драмы актрисы/режиссера Светланы Устиновой, у мамы которой в возрасте 56 лет обнаружили Альцгеймера. По словам Светланы, о том, что мама заболела, они узнали только где-то через год, после того как заболевание вошло в активную стадию. До этого они никак не могли понять многочисленные странности, происходившие с мамой.
"Когда заболел мой близкий человек, я совсем ничего не знала про эту болезнь: как определить симптомы, к какому врачу обращаться", – рассказала на премьере фильма Светлана.
Режиссеру в тот момент, по собственному признанию, очень помогла попавшая ей на глаза лента "Все еще Элис" 2014 года с Джулианной Мур в роли обнаружившей у себя болезнь Альцгеймера Элис Хауленд.
"У нас совершенно не освещалась эта тема. Если бы мы раньше знали, что такое деменция, Альцгеймер, к какому врачу идти, можно было бы замедлить процесс, – объяснила необходимость съемки своего фильма журналистам Светлана Устинова. – Именно поэтому мне так важно, чтобы моя картина дошла до зрителя. Я хотела вложить в фильм свой опыт и знания о течении болезни, чтобы зрители сумели предотвратить, не дай бог, развивающуюся болезнь близких на ранней стадии, показать, что они не одни".
Во время написания сценария Светлана не раз обращалась за консультацией к ныне действующим специалистам по работе с болезнью Альцгеймера и неоднократно посещала больницу Кащенко: "В работе над фильмом очень помогала мамина лечащая врач – Марина Викторовна Челяпина. Она надиктовывала свои мысли, наблюдения за длительный период работы с пациентами с болезнью Альцгеймера, – рассказывает Устинова. – Например, что человек как будто находится в бункере и там встречается с самим собой, а это страшное испытание. Мы ходили к ней вместе с Женей Добровольской, общались на тему основных триггерных моментов поведения".
Фильм получился неоднозначный и непростой для восприятия, на, определенно, очень сложную и трепетную тему. Даже две темы. Помимо болезни Альцгеймера, авторы пытаются рассуждать о взаимоотношениях матерей и дочерей в общем и популярной ныне теме комплексов, навязанных нам нашими родителями в частности.
Из плюсов – история получилась очень пронзительной и эмоциональной. Несмотря на то что снято все действо довольно камерно. Локаций в фильме не много. Большая часть сюжета происходит в типовой советской квартире со старой мебелью и ободранными обоями, в которой и проживают герои. Честно говоря, состояние квартиры героинь – первое, что вызывает некоторые вопросы к фильму. Особенно учитывая, что обе героини вполне не бедные и не маргинальные дамы. К тому же обе относительно молодые – маме только исполнилось 56, о чем отдельно упоминается в ходе сюжета. А жилище же по виду скорее напоминает квартиру одинокой глубокой старушки. Но, увы, "Время года зима" во многом не может похвастаться вниманием к деталям. Авторы объясняют подобные упущения ограничениями в бюджете и съемочном времени.
Окружающая героинь обстановка – не главный вопрос, который возникает в ходе просмотра. Основные вопросы тут скорее появляются к персонажам фильма. Все герои, за исключением, может, лишь мамы-Добровольской, выглядят больше картонными фигурами, чем живыми чувствующими людьми. Большинство из героев банально одномерны, способны лишь на одну эмоцию и одно свое проявление.
Когда глядишь на эмоциональные метания героини Юлии Снигирь, Кати, в течение всего фильма, невольно на ум приходит небезызвестный Константин Сергеевич и его нетленное: "Не верю!"
Особенно сложно дается актрисе образ пьяной вдрызг дамы. Но это проблема многих нынешних актеров. Достоверно сыграть трезвому пьяного – это отдельное искусство, ныне, по-видимому, в нашем кино несколько утерянное.
Вообще, из всего актерского состава хочется отметить только Екатерину Варнаву в роли мечтающей о балетной сцене эксцентричной даме по имени Илзе. Екатерина единственная во всем фильме оказалась органична в своей наигранности.
Дети в кадре тоже, увы, не смогли спасти ситуации. Скорее наоборот. Тут даже актеры "Ералаша", пожалуй, местами дали бы им фору. Зато обе девочки очень симпатичные.
С "Все еще Элис" "Время года зима" сравнивать бесполезно. И вопрос тут не только в голливудских бюджетах и возможностях. Там одна только Джулианна Мур наиграла на заслуженный "Оскар". Но для дебютного кино "Время года зима" получилось очень неплохим. Чего только стоит эффектный, пусть и банальный, но тем не менее эмоциональный финал, одной маленькой деталью перечеркивающий все, что показывали в фильме до этого!
Рейтинг ожидания у "Времени года зима" на крупнейшем российском киносайте целых 97%, что для жанра драмы, тем более отечественной, очень много. И, если из этих 97% хоть одному человеку после просмотра станет пусть не легче, но хотя бы чуточку понятнее, значит создатели "Времени года зима" не зря все это сделали и потратили деньги на съемки.