Экранный Кинг: Прекрасный или ужасный
Ну вот, на днях официально закончился первый десятисерийный сезон "Касл-рока" — очередного телевизионного воплощения произведений Стивена Кинга.
Как истинный фанат творчества короля ужасов пропустить этот сериал не смогла. Хотя и до конца мне досмотреть удалось его не с первого раза. Если решитесь посмотреть, активной движухи не ждите, но мрачного саспенса полно. В общем, говоря словами Сусанночки, героини Татьяны Васильевой из "Самой обаятельной и привлекательной", — неплохо. Лучше, чем могло быть, но хуже, чем хотелось бы.
Вообще, главный создатель экранного "Касл-рока" Джей-Джей Адамс славится достойными экранными работами типа фильма "Армагеддон", "Звездных войн" 2015 года и сериала "Остаться в живых". И в "Касл-роке" ему удалось удержать марку.
Если попытаться без спойлеров, то из плюсов: сюжет действительно закручен, и финал, хоть и довольно открытый, но в общем логичный. Все нити распутаны, причем довольно неожиданно.
Актеры подобраны неплохо. Внешность героя Малыша в исполнении Билла Скарсгорда, вообще, на мой вкус, отлично соответствует кинговской действительности. В прочем, и сам актер, и режиссеры, его снимающие, видимо, со мной солидарны. Так как это не первая его работа в кино по Кингу. Именно он уже второй раз воплощает на экране жуткого клоуна Пеннивайза в другой кинговской экранизации — ремейке "Оно", вторая часть которого сейчас находится в процессе съемок.
Если говорить о второстепенных героях, то особенно приятно было снова видеть на экране Сисси Спейсек. Кстати, впервые я увидела ее на экране в роли Кэрри по другому кинговскому шедевру.
Атмосфера во всех десяти сериях "Касл-рока", прекрасно мрачная и угнетающая, как того и требует автор. Короче, второй сезон, который обещают выпустить в 2019 году, я, скорее всего, посмотрю. Тем более что там будет уже совершенно новая сюжетная линия.
А вот второй сезон другой недавней экранизации Кинга — "Мистер Мерседес", первые четыре серии которого уже вышли на телеэкраны, я точно пропускаю. Первый сезон "Мистера Мерседеса" у меня откровенно не пошел. Скучно! Да-да! Я понимаю, что и книга построена больше на психологическом ожидании, чем на активном действии и после богатого на движуху начала идет долгое степенное повествование. Но, если в книге с каждой страницей идет нагнетание и мрачная безысходность (так нежно культивируемая Кингом практически во всех его произведениях), то в сериале лично я чувствовала только уныние и смертную скуку.
Чересчур затянуто, на мой вкус. И да, я, конечно, люблю долгие диалоги, но не такие же долгие, к тому же диалоги ни о чем (простите те, кому понравилось, но это мое сугубо личное восприятие) и когда кроме них ничего другого в кадре не происходит. В общем, помучила-помучила, и не пошло. Хотя книгу прочла за один день. Не могу сказать, что это мое любимое произведение автора, но друзьям рекомендовала. Хотя к концу книги и появилось у меня много вопросов. Лично мне финал показался скорее голливудским, чем кинговским. Слишком все сладко и просто. Более ранний Кинг себе такого не позволял. С удовольствием продолжу дискуссию на эту тему.
Но забудем на время о книгах и вернемся к другу нашему телевизору и другой относительно недавней экранизации Стивена нашего Кинга. Три сезона "Под куполом". На книгу натолкнулась случайно. Нашла в прикроватной тумбочке в номере отеля, где ее оставил кто-то из предыдущих постояльцев. Тогда произведение только-только вышло в свет и еще даже не было официально переведено на русский язык. Так что читала в оригинале, лежа на шезлонге у моря.
Стивен Кинг, как я заметила, у меня вообще больше "летний" писатель. И объясняется это очень просто, я довольно пуглива и много чего боюсь. А Кинг много чем пугает. Однажды читала его роман "Возрождение" (если кто не читал - он про попытки сумасшедшего ученого узнать, есть ли загробная жизнь). Читала ночью, будучи одна в загородном доме. Скажу честно, после прочитанных описаний жизни после смерти, боялась даже глаза закрыть, особенно, когда снизу на кухне что-то грохнуло. "Кот" — подумала я, пытаясь успокоить расшалившиеся нервы. Не знаю, что подумал кот, который спал, как оказалось, рядом со мной, но он предусмотрительно подвинулся поближе.
В общем, так страшно ночью мне еще не было. После этого опыта Кинга стараюсь читать лишь при солнечном свете и в окружении людей. Да-да, знаю, это всего лишь книга, но, видимо, я чересчур впечатлительна и эмоциональна, что поделать.
Но это было лирическое отступление. Вернемся к "Под куполом". Идея произведения мне очень понравилась. Конец — не очень. Но, на мой взгляд, Кинг часто сливает произведение ближе к концу. Иногда создастся ощущение, что автор просто на какой-то момент устает от собственной задумки, переключается на другую и старое повествование быстро сворачивает. Самые яркие примеры такого уставания от героев, помимо "Под куполом" (подчеркиваю, мнение исключительно мое, разделять его никто не обязан) — финал "Томминокеров", "Безнадега", "Ловец снов". А может, я просто не люблю финалы, где все происходящее Кинг пытается обьяснить неземным влиянием и прочей нелогичной ерундой. Но, опять же, мое мнение. Возможно, на него активно влияет тот факт, что я не верю в пришельцев и тому подобное. И даже агент Малдер за все 9 лет трепетной любви к нему, не смог меня убедить в существовании внеземных цивилизаций.
В общем, я это к тому, кэп, если вы еще не поняли, что книга "Под куполом" мне понравилась. Кстати, сериал тоже показался смотрибельный, особенно поначалу. Только вот он совсем о другом. Это тот случай, когда книга и ее экранизация — два совершенно разных произведения. Да, героев тут зовут одинаково, но на этом сходство заканчивается. От книги сериальных обитателей подкупольной вселенной отличает не только возраст, но и жизненные истории, и вся цепь происходящих событий.
Для примера: сумасшествие одного из героев книги начинается после того, как в самом начале, еще до появления купола, он убивает девушку. Дальше уже он становится воплощением безумства и зла, так как в его мозгу моральных преград не остается никаких. Этим он и страшен в книге — остановить его уже невозможно. В сериале же девушку он не убивает, а просто делает своей пленницей. И уже в этот момент в кино все начинает идти не так - сериальный герой уже не так страшен, как книжный. Черту отделяющую человека от нечеловека он не преступает. Ну, собственно, с этого момента и понимаешь, что теле-серии живут своей, отличной от книжной купольной жизнью.
В этом плане могу сравнить "Под куполом" с другой кинговской экранизацией, "Бегущий человек". Мне нравится фильм со Шварценеггером, но те, кто читал книгу, знают, насколько мало общего у первоисточника с его экранным воплощением.
В общем, мой вывод очевиден. Стивена Кинга надо читать (спасибо Кэп!). Если вы Кинга смотрите, это может быть хорошо, но это уже не Стивен Кинг, точнее не совсем Кинг. Это Кубрик, Дарабонд, Джей-Джей Абрамс и почие, приложившие руки к экранизации. А в Кинге важен автор, единственный и неповторимый, настолько же мрачный, как и его мир ужасов и безнадеги.