Хичкок отдыхает, или Тарантино даже не снилось
29 ноября в российский прокат выходит саспенс-ужастик "Суспирия" — неоднозначный фильм, участник основной конкурсной программы последнего Венецианского кинофестиваля.
"Я автор, я так вижу". Вот, в принципе, так можно описать эту попытку режиссера Луки Гуанданьино (режиссера, бесспорно, талантливого, стоит вспомнить хотя бы его предыдущий действительно шедевр "Зови меня своим именем") переснять классический одноименный ужастик Дарио Ардженто. Но если фильм Ардженто в свое время стал прорывом, благодаря своей непохожести на другие и оригинальности подачи, то нынешняя версия ничем подобным похвастаться не может. Ощущение, что все это мы уже видели и не раз, лично меня не покидало в течение всего показа.
Начну с того, что увидела совсем не то, чего ожидала от конкурсной картины нынешнего венецианского кинофестиваля. Впечатления от фильма разделила бы на части:
- совсем не понравилось;
- втянулась, стало даже интересно;
- эм-м-м... и что это было?!
Вообще, в последнее время, создается ощущение, что практически все режиссёры, которые берутся ставить триллер-хоррор, пытаются в своих творениях повторить успех первых тарантиновских (включая и самого Квентина Тарантино) шедевров. Увы, копия редко может не то что превзойти, но хотя бы даже сравниться с оригиналом. Поэтому сколько бы нам с экрана ни демонстрировали фонтаны крови, поливающие из отрубленных конечностей, эффекта "вау", какой был после просмотра "Убить Билла", уже не выходит.
В остальном, на мой скромный вкус, фильм довольно уныл и неоригинален, или словами доктора Быкова из "Интернов", ни стержня, ни жвачки — сплошные цитаты и ни грамма легкости или хотя бы того же тарантиновского черного юмора.
Основной минус фильма, построенного на танце и пластике, — абсолютно непластичная и нединамичная (а я занималась балетом 7 лет, поверьте, даже мне есть с чем сравнивать) главная героиня Сьюзи в исполнении Дакоты Джонсон. "Не верю!" — если классическими словами Станиславского. Вообще, актерское дарование этой истиной представительницы золотой молодежи, на мой взгляд, очень сильно переоценено. Да-да, понимаю, она не профессиональная танцовщица. Но коллега Дакоты по "Суспирии" Тильда Суинтон также не танцовщица, но в одной ее проходке больше пластичности, чем во всем танце Дакоты. Может, она прекрасна в "50 оттенках" — не знаю, не смотрела. Мне хватило трех страниц романа, чтобы понять, что даже у Арлекина (лет в 12 я прочла все произведения цикла, которые нашла в городской библиотеке у бабушки на каникулах) сюжеты встречались и позамысловатее.
Зато пару недель назад муж меня вытащил в кинотеатр на фильм "Ничего хорошего в отеле Эль-Рояль" (фильм, кстати, очень неплох). Так вот, там одна из главных ролей также досталась Дакоте. И, несмотря на то, что в "Отеле Эль-Рояль" у нее совершенно иной по сравнению с "Суспирией" персонаж, играет его она абсолютно одинаково — уныло, с одним выражением лица. Да-да понимаю, продолжает актерскую династию и бла-бла-бла. Но будем честны, уже и на ее маме Мелани Гриффит природа в плане таланта не особо потрудилась, так что и звездное яблоко Дакота — от яблони не далеко ушла. Хотя вот бабушка Дакоты Типпи Хедрен мне у Хичкока в "Птицах" и "Марни" очень нравилась. Но тут симпатии скорее к режиссеру, чем к актрисе, так как я ее еще долго путала с другой хичкоковской блондинкой Грейс Келли.
В общем, мое личное мнение: Дакота в кино, как дочка Джонни Деппа Лили-Роуз на подиуме — топорно и однообразно. Зато связи в наличии...
На мой взгляд, Мия Готт, которой досталась роль подруги Сьюзи — Сары, — в разы интереснее смотрелась на экране.
Единственная впечатляющая, на мой скромный взгляд, сцена — это первое убийство. Когда в одном зале героиня Дакоты Джонсон танцует свою сольную партию, а в это же время в другом убивают другую танцовщицу Ольгу, повторяя при этом па в па движения Дакоты. Сцена очень сильная, но именно в ней видно, насколько вялые танцевальные потуги Дакоты проигрывают четко поставленным движениям профессиональной танцовщицы Елены Фокиной, которая и играет Ольгу. Это примерно как смотреть на партию Кармен в исполнении Анастасии Волочковой (даже в лучшие ее годы) и Майи Плисецкой (в любом ее проявлении).
Единственный для меня плюс этого фильма — Тильда Суинтон. Одна из немногих нынешних актрис, на которую всегда интересно смотреть. Она как хамелеон, все время разная. Она привлекает внимание, даже когда просто ходит по хореографическому залу. Смотришь на ее осанку, движения и веришь, что танец у нее в крови. Всматриваешься в мертвый взгляд — понимаешь, что и убийство тоже. Вообще, такая выросшая девочка из "Звонка" — по крайней мере, именно такую стойкую ассоциацию вызвал внешний образ ее героини у меня.
В общем, скажем честно, фильм не для всех. Даже на Венецианском кинофестивале, где "Суспирия" была представлена в основной конкурсной программе, мнения критиков о нем сильно разделились. Одни аплодировали стоя, другие плевались в проходе. Ужастик-ремейк с претензией на гениальность. Мое мнение, дальше претензии дело не пошло.
Выходя из зала после показа, услышала мнение: "Это же новый Хичкок!". Захотелось спросить: а вы старого-то Хичкока смотрели?!? Так вот, поверьте искреннему любителю жанра, просмотревшему по несколько раз ВСЕ! даже самые первые фильмы мастера саспенса: ничего общего!
Лично у меня после "Суспирии" осталось впечатление, как после сцены в музее современного искусства из прекрасного (опять же — на мой взгляд) "О чем говорят мужчины":
"Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма... Смотрю, висит картина "Желтый параллелепипед". Подпись: "Желтый параллелепипед". Ладно, иду дальше. Два треугольника, красный и синий. Подпись: "Два треугольника — красный и синий". А я-то думаю, что это? А это, оказывается, два треугольника... Иду дальше, смотрю, куча мусора, обнесена веревочкой, и подпись: "Куча мусора". Дальше я легко угадывал названия..."
Ну, то есть, если вы захотите в хаотичных образах и кадрах "Суспирии" найти глубокий внутренний смысл, то определенно найдете. И про идею феминизма, и про ужас холокоста, и про силу матери, и про, как пели в моем детстве Spice girls — girl’s power. Захотите увидеть унылый банальный ужастик — и тут пожалуйста. В общем, снова цитируя Лешу и Камиля из пресловутых "О чем говорят мужчины": "Современное искусство — очень тонкая вещь. Интересно, как бы я смог понять, что это — великое искусство, если бы ты меня об этом не предупредил?"
Эпилог. Если есть время и желание, можно и сходить посмотреть "Суспирию". Хотя бы ради Тильды Суинтон (я, например, пошла именно ради нее и, может, чуть-чуть ради Венецианского кинофестиваля). Совершенно не исключаю, что другие увидят в этом кино больше, чем смогла разглядеть я. В конце концов, ведь даже у фильма "Нападение помидоров-убийц" есть свои поклонники.