Три "Фаворитки" на "Оскар"
31 января в российский прокат выходит "Фаворитка" Йоргоса Лантимоса, фильм — обладатель серебряного каннского "льва" 2018 года и претендент на "Оскар" 2019-го сразу в девяти номинациях, включая самые престижные: лучший фильм и лучшая женская роль (первого и второго планов).
Пролог.
Три девицы под окном сидели рано поутру. "Кабы я была царица, — одна молвила девица, — я французов в сей же час погнала бы всех от нас. И налоги повысила, непременно!" "Кабы я была царица, — вторая молвила девица, — то на весь крещеный мир (и не крещеный тоже, не принципиально), приготовила бы пир (естественно, не своими руками и, разумеется, в свою честь!)". "Кабы я была царица, — третья молвила девица. — ...Черт! А я и так царица!" Переглянулись все девицы.
Ах, Александр Сергеевич, милый, простите за издевательство над вашим творением, но примерно так и выглядит краткий экскурс в историю Англии начала XVIII века в пересказе греческого режиссера Йоргоса Лантимоса — фельетонно, порой абсурдно, ярко, активно, заправлено черным юмором и гротескными сценами а-ля "Сатирикон" Феллини. В общем, на мой взгляд, все лучшее сразу. Но я, вообще, пристрастна. Нежно люблю Йоргоса Лантимоса еще со времен его неоднозначного ужастика про "Лобстера". Именно из-за "Лобстера" я пошла и на "Фаворитку" (хотя не сказать, что костюмированные исторические драмы мой любимый жанр). Не разочаровалась ни разу. Банальный сюжет — монарх и его фавориты — получает новое звучание благодаря сочной картинке, легкости повествования и активному черному юмору из категории для тех, кому уже продают алкоголь в магазинах. В общем, прекрасно все. И декорации, и диалоги, и, конечно же, актрисы.
Мир королевский Англии в "Фаворитке" — это типично женский мир, в котором разве что таблички не хватает: "Мужикам тут не место". Нет, вы ничего не подумайте: повсеместная толерантность, равноправие и прочие мировые религии все равно не позволили бы абсолютно дамского мира, даже на экране, даже если бы Лантимос и захотел сделать такой финт ушами, поэтому мужчины в кино, конечно, имеются. Но толку от них не больше, чем от королевских кроликов. Вру, от кроликов толку все-таки больше. Кролики хотя бы милые, а еще развлекают королеву.
Уверена, что все жители нашей необъятной родины, кому перевалило за 30, хоть раз, но смотрели чудесную польскую комедию под пикантным названием "Секс-миссия". Если вдруг по каким-то причинам этот шедевр советского кинематографа не встретился на вашем жизненном пути, расскажу. Там два героя мужского пола, погруженные в анабиоз, просыпаются и неожиданно оказываются в мире, населенном одними женщинами. Женщины в этом мире многие годы прекрасно обходятся без сильного пола, доказывая, что нет ничего такого, в чем мужчин нельзя было бы заменить. Такой же по своей сути мир показывает нам в своей "Фаворитке" и Йоргос Лантимос.
Хотя мужчины в кадре и присутствуют, решающей роли они в этом абсолютно женском царстве не играют. Они — всего лишь атрибуты, детали интерьера либо аксессуары для делающих весь этот фильм женщин.
Нет, естественно, мужчины с таким положением дел не согласны, поэтому вынужденно напяливают на голову громоздкие парики, разрисовывают лица причудливым макияжем (благо эпоха позволяет) и только в таком виде добиваются высокой аудиенции. В общем, королевский двор Лантимоса — эдакий рай для ярых феминисток.
Плавно переходим к актрисам, создавшим этот феминистический рай по Лантимосу.
Главная женская роль. Номинация. Оливия Калпо. Прекрасна до омерзения. Ну, или омерзительна до прекрасного. Не знаю, таким ли на самом деле был царственный прототип актрисы, но в королеву Оливии я поверила. Не сразу, зато безоговорочно и до титров. Как отвратительно прелестно калповская королева гладит кроликов, жрет торты и блюет ими же на золоченые подносы, запивая все это какао, от которого ее также мутит. Ест и плачет, размазывая черные тени вокруг глаз. Как Гомер, поедающий своего любимца-омара в "Симпсонах". И хороша же. До омерзения.
Лучшая женская роль второго плана. Номинация. Эмма Стоун. Про Эмму Стоун можно долго не распинаться. Оскароносная любимица Голливуда. Но именно в "Фаворитке" все эти титулы я ей простила. Вот чудо как хороша она у Лантимоса. Стоило смыть с себя типичный образ соседской девчонки, и тут же перед нами предстал живой человек. Гаденький, самоуверенный, расчетливый — глаз не отвести. На мой вкус, в разы интереснее, чем "Ла-ла-ленд". Подчеркиваю, мнение мое может не совпадать с вашим. Поэтому тапки поберегите, зима на дворе и полы холодные.
Лучшая женская роль второго плана. Номинация. Рейчел Вайс. Честно признаюсь, больше знала Рейчел как недавно родившую супругу последнего на сегодняшний день "агента 007" Дэниела Крейга. До того как пошла в кино, прочла, что изначально на роль Сары Черчилль, герцогини Мальборо, режиссер планировал взять Кейт Уинслет. Пожалела, что тандем не сложился. После просмотра "Фаворитки" мнение изменилось кардинально: к черту Уинслет! Рейчел Вайс мой новый кумир! Утрировано?! Да! Как, впрочем, и весь фильм Лантимоса. Но что я могу поделать, если Рейчел действительно меня покорила?! Сильная, уверенная, властная, увы, что не королева. И на фоне королевы Калпо выглядит еще более царственно и величественно. Дала бы "Оскар", если бы у меня был.
Вообще, в последние годы я редко интересовалась судьбой золотой статуэтки "Оскар", но в случае с "Фавориткой" держу кулаки: фильм честно заслужил этот главный приз американского кинематографа по всем заявленным номинациям (а я в этом году увидела практически все фильмы-претенденты, мне есть с чем сравнивать). Я бы смело отдала фильму победу как лучшей режиссерской работе, работа костюмеров — без комментариев, и за женские роли Оливии Калпо (главная) и за второстепенные, причем обеим — и Рейчел Вайс, и Эмме Стоун (но, помня, что Эмма уже забрала свою статуэтку в 2017 году, в этом году ей вряд ли что-то светит). Хотя, если посмотреть ее наградной список, Эмма номинируется с регулярностью раз в два года: 2015-й, 2017-й и 2019-й. И номинируется вполне заслуженно. В любом случае, если не Эмма, то очень надеюсь на победу Рейчел (да-да, ирония судьбы: не только на экране, но и в зале кинотеатра "Кодак", в ожидании открытия заветного конвертика, актрисы снова конкурентки). К слову сказать, довольно уникальный случай, когда на премию номинированы сразу все три главные героини фильма.
В общем, несмотря на все премии и номинации, "Фаворитке" действительно стоит уделить время, очень достойный фильм. Я люблю авторское кино. Люблю гораздо больше, чем марвеловскую героическую многоходовку. А "Фаворитка" — классическое авторское кино в моем понимании — то кино, где сюжет прост и понятен и не надо долго и нудно размышлять, что же именно хотел сказать автор тем или иным кадром. Никогда не смотрели "Интервью" Феллини? Так вот, там есть прекрасная сцена, в которой журналисты во время интервью с Феллини спрашивают его, что именно он хотел показать тем или иным кадром, и тут же всем на головы падают ведра. По словам самого маэстро, именно о таком он мечтал, когда слышал подобные вопросы. Все, что он хотел сказать, он сказал в своем фильме. Если зритель не понял, то это проблема не зрителя. Плохо объяснил.
Вообще, очень многое в "Фаворитке" навеяло мне мысли о Федерико Феллини.
Кстати, журнал Time поставил "Фаворитку" на пятое место в рейтинге десяти лучших фильмов этого года. Хотя, учитывая соперников "Фаворитки", я бы рейтингу не особо верила. Но фильм и правда неплох. Авторский, но ориентирован на зрителя; многослоен, но понятен.
Подводя итог, всем желающим, вне зависимости от того, ждете вы объявления обладателей золотой американской статуэтки или же наш "Кинотавр" вам ближе, "Фаворитку" рекомендую. Ну и лантимосовского "Лобстера" (кто не смотрел) — тоже, это чтобы дважды не вставать. На этом у меня все.
Дальше, как говорил один мой коллега, заканчиваем к черту обсуждение сути и сразу переходим к оскорблениям автору.