Version: 1.0.2

Унылые клише фильма "Курск" от Люка Бессона

Алена Жирикова

27 июня в официальный прокат выходит новый неоднозначный фильм от Люка Бессона, основанный на одной из самых громких трагедий нашей страны, — "Курск".

Сразу скажу, ощущения от просмотра неоднозначные… Если честно, воспринимать фильм даже как просто одну из версий произошедшей трагедии сложно. Уж очень какой-то марвеловский, что ли, получился "Курск" у датского режиссёра Томаса Винтенберга и французского продюсера (а тут он выступает исключительно в роли продюсера) Люка Бессона.

Колин Фёрт — главный супергерой этой бессоновской эпопеи по-марвеловски, бесстрашный и всезнающий глава британского флота в отглаженной белоснежной рубашечке, готовый в любой момент прийти на помощь как нашим морякам, замурованным на подлодке, так и нашим ничего не понимающим и не знающим начальникам. Ведь Колин в этой французской версии нашей трагедии знает всё и вся лучше и раньше других: и про то, что лодка затонула, и про то, где именно это произошло, и про то, что наши генералы всю спасательную технику уже сто лет назад как продали, и, естественно, как именно нужно спасать людей, запертых в оказавшейся на глубине подлодке.

В общем, это к тому, что фильм сложно заподозрить в достоверности. И это понимаешь уже с первого кадра, в котором появляется типовая квартира типичного русского моряка. Чёрт! — думаешь, увидев жилище, вам бы наши дома проектировать, а не кино снимать! Ну где вы нашли такой размах и такую планировку? Явно же не в небольшом северном приморском городке. И с этого момента ясно осознаёшь, что внимания к деталям тут ждать не приходится.

Зато традиционных штампов западного описания наших соотечественников хоть отбавляй. Русские парни в обязательном порядке (да-да, даже на затопленной подлодке) пьют водку, рассказывают шутки про медведей и, естественно, пытаются запустить при этом реактор. Не совсем ядерный, но не менее взрывоопасный. Естественно (мы же тут про клише говорим), всё ломают и часто глупо ошибаются. Нет, не всё так плохо. И нашим морякам позволили свои проявления героизма. Но немного (что поделать, рядовые моряки — это вам не Колин Фёрт). И вынужденно. В плане того, что геройствовать приходится после собственного же пи... эммм... в общем, некомпетентности и раздолбайства.

И вот именно тут авторы удивительно последовательны. Всё происходящее на экране с нашей подлодкой происходит исключительно по вине собственного раздолбайства всех русских героев версии, нашей же неизбывной веры в авось и нашей же продажности.

И только благородный Колин Фёрт смотрит на это всё безобразие с высоты своего огромного опыта и безупречной репутации и укоризненно качает головой. И да, он, конечно же, понимает, что все представители России в этой версии неуклюжие и глупенькие исключительно потому, что окружение такое и воспитание стать лучше не позволяет. Поэтому он нас изначально и прощает, как неразумных детей, и готов в любой момент надеть геройский мундир, поправить свою офицерскую фуражку и броситься на помощь.

Но вот с этим беда даже у прекрасного мистера Дарси (зачеркнуто) Фёрта. По мнению герра Винтерберга и компании, мы не только криворуки и продажны, так ещё и упёрты до предела и принципиальны в своей упёртости. И, естественно, не признаём никогда, что сели в лужу, даже ценой жизни людей. А поэтому Колину остаётся грустно качать головой и наблюдать за происходящим с кормы своего спасательного корабля, проверяя готовность своего новенького спасательного батискафа и напрасно ожидая разрешения прийти на помощь от бездушных и упёртых русских.

В общем, приступая к просмотру "Курска", сразу надо быть готовым, что общая идея фильма — это: недалёкие русские попросту убили своих подводников, принеся в жертву людей, дабы сохранить все свои военные секреты. И да, у нас тут всё плохо: оборудование всё продали, что осталось, уже не работает, всё, что работает — тут же ломается. (Соглашусь, вооружённые силы и флот после лихих девяностых несколько лет с трудом приходили в себя, но не до такой же степени!) И даже женщины — неухоженные и некрасивые. В общем, страна развалена по полной программе и даже Колин Фёрт с идеальной укладкой и в наглаженной белоснежной рубашке в этой ситуации бессилен.

Судя по дальнейшим событиям в фильме, понимаешь, что русскую действительность авторы изучали, скорее всего, по американским фильмам. Иначе как ещё объяснить, что главных героев тут зовут Нико, Лео, МихА (смотрела на языке оригинала, но вполне признаю, что в дальнейшем русские переводчики могут попробовать исправить ситуацию и всё же адаптируют французскую версию имён под привычные русскому уху Колю, Мишу и Лёву.)

Наряды героев, особенно женской их половины, — в лучших традициях 80-х годов, ну, может, начала 90-х — началом двухтысячных (на всякий случай: трагедия "Курска" произошла 10 августа 2000 года) тут явно и не пахнет.

Моряки же в обычной жизни будто принимают участие в конкурсе двойников Эрнеста Хемингуэя. По крайней мере, разнообразным свитерам крупной ручной вязки папа Хэм бы явно позавидовал.

Но всё это я готова была простить создателям "Курска": и Нико с МихА, и наряды 80-х, и некрасивых и неухоженных женщин, и даже водку с медведями на подлодке, если бы авторы не замахнулись на святое. Почему последним, что, умирая от удушья, исполнили наши подводники, стала дурацкая американская Sailor Man?!

Именно в тот момент, когда умирающие матросы в едином порыве запели на английском Sailor Man, стало действительно очень обидно и за наших моряков, и за наших же зрителей.

Нет, на фоне Нико и МихА я могла бы предположить, что вы просто не знаете о существовании песен на русском языке. Так ведь нет, и мне в этом же фильме продемонстрировали обратное, когда на венчании все гости в едином порыве прекрасно исполняют русскоязычное творение. Значит, в целом с существованием русскоязычных песен знакомы.

Почему же тогда у вас русские ребята погибают с английскими словами на языке?

Я вот-вот уже готова была пустить слезу, и тут бодрое "сэйлор мен, сэйлор мен..." Русские подводники, задыхаясь, в едином порыве поют иностранщину. Авторы сей картины, хочется узнать: вы реально в это верите?! А почему тогда, например, сразу не "Марсельезу"? Или что-нибудь из Бритни Спирс (она как раз тогда была на пике популярности). Что за ерунда в самом пиковом моменте происходит? Какой к черту Sailor Man?

В общем, про сюжет больше писать не вижу смысла, поэтому перейду к актерам, воплотившим сей материал на экране. Ну, по Колину Фёрту я прошлась уже не раз. Он как всегда идеален, опрятен и безупречно вежлив. В общем, мистер Дарси нашего времени. К самому Колину претензий нет, в отличие от роли, которую он сыграл. Ну чисто супермен и отец родной в одном лице.

Главный подводник фильма — Михаил Аверин (прототип Дмитрия Колисниченко, по всей видимости) в исполнении Маттиаса Шонартса весь фильм напоминал мне про Вадима Галыгина. Мимика, выражение лица — похож. Видимо, поэтому серьёзно его воспринимать было сложно. Но, в общем, в масштабах вселенной и этого фильма негатива тоже не вызывал. Парень старался.

Леа Сейду впервые увидела в роли очередной девушки Бонда в последнем на сегодняшний день фильме о похождениях агента с лицензией на убийство "007: Спектр". Уже тогда и сама актриса, и её внешность вызвали у меня много вопросов. В "Курске" же все вопросы снялись. Ну какая она девушка Бонда?! Она — идеальная русская баба из глубинки. Расплывшаяся, рыхлая, с немытой головой, в вечной дублёнке странного вида, белых колготках и с классическим хвостиком со страшной резинкой. Вот смотришь на неё — прям один в один моя соседка Лида, но так обидно при этом за всех русских женщин становится. То есть именно такими непривлекательными представляют иностранцы русских дам? Это к тому, что и другие представительницы прекрасного пола в фильме прекрасными явно не выглядят. Вы серьёзно нас так видите? Чего же тогда во всём мире такой колоссальный спрос на русских невест? Короче, русских женщин в "Курске" тоже не пощадили. И это я сейчас не про момент трагической неизвестности. Понятно, что несчастье никого не красит. Но дамы тут и в моменты счастливой спокойной жизни, которую нам демонстрируют в самом начале, вызывают смешанные и отнюдь не положительные эмоции.

Была рада увидеть на экране прекрасного актёра Макса фон Сюдова. Нежно люблю его ещё с "Седьмой печати" Ингмара Бергмана. Даже в свои 90 лет Макс фон Сюдов актёр прекрасный. А поэтому с первых же секунд появления на экране его героя — российского адмирала Владимира Петренко — понимаешь, что персонаж этот совсем не положительный и проблем с ним будет много.

"Курск" стал последней работой для шведского актёра Микаэля Нюквиста. А ведь в шведской же экранизации романов Стига Ларссона про Микаэля Блумквиста "Миллениум" он мне нравился куда больше голливудского Дэниела Крейга. Да и жираф Мелман в "Мадагаскаре" у него вышел очень харизматичным. Тем жальче, что в "Курске" этого прекрасного актёра я даже не заметила. Или не узнала.

В общем, после показа вышла в растрёпанных чувствах. Чтобы как-то собрать себя, начала листать отзывы на фильм из Всемирной паутины. "Клюква!" — было самым позитивным из того, что я там прочла.

Но я, наверное, не буду столь критична. По мне, так "Курск" — совершенно обычный проходной фильм. Если бы название не напоминало нам об одной из самых крупных катастроф в нашей стране, то про него никто и говорить бы не стал. Фильм из разряда "посмотрел и забыл" или "не смотрел и ничего не потерял".

А если совсем коротко, то от Люка Бессона я ожидала гораздо большего. Раздавая интервью после премьеры "Курска", месье Бессон был совершенно прав в одном: "Никто не снимет фильм про русских лучше самих русских!" А если так — то зачем вообще это было затевать? Любители конспирологии и поисков внешнего врага, наверное, скажут: для создания образа плохих русских, которые грозят планете всей. Я к таковым себя никогда не относила, но тут создатели фильма словно специально старались, чтобы в этом меня убедить.