Version: 1.0.2

Послевкусие Тарантино

Алена Жирикова

8 августа в российский прокат выходит одна из самых ожидаемых картин этого лета "Однажды в Голливуде" — новое творение Квентина Тарантино с Леонардо Ди Каприо, Бредом Питтом и Марго Робби в главных ролях.

— Квентин, вам не кажется, что вы не сняли ничего лучше "Криминального чтива"?

— А кто снял?

На этот диалог наткнулась в Сети как раз после просмотра "Однажды в Голливуде". Не знаю, насколько он правдив и реален, зато, на мой взгляд, отлично описывает и весь голливудский кинематограф последних лет, и нынешний шедевр от Тарантино.

Выпущенный в год юбилея "Криминального чтива" — 25 (!) лет исполнилось с момента выхода фильма — "Однажды в Голливуде" сразу же начали сравнивать с первым громким успехом режиссера. Читала, например, высказывания о том, что "Однажды в Голливуде" — это "Криминальное чтиво" на "Фабрике грез". По мне, так совершенно не похоже, ни по одному параметру.

Нет, "Однажды в Голливуде" — даже очень неплох. Снят легко и в узнаваемом стиле Квентина Тарантино. Все логично, динамично и актеры хорошие. Но вот послевкусие от него, подобное тому, что накрывает после просмотра, например, "Криминального чтива" или "Убить Билла", — не остается.

Ощущение, что если то же "Криминальное чтиво" было вызовом, пробой пера дерзкого и юного Квентина, то "Однажды в Голливуде" — это четко выверенный на успех и кассовые сборы проект.

Ведь если "Криминальное чтиво" поражает и привлекает своей дерзостью и новаторством, шокирующей картинкой и диалогами на грани допустимого, то "Однажды в Голливуде" — это скорее глянцевая обложка с выверенными текстами и заголовками. Да, это тот же Тарантино. Только Тарантино какой-то уж слишком отлакированный. Это Тарантино, точно знающий, чего от него ждет публика и дающий ей это. Этот Тарантино уже не шокирует, он угождает.

Как мальчик из правильной семьи, который надевает косуху и садится на "Харлей", чтобы казаться крутым, но вместо алкоголя пьет втайне от приятелей воду и, возвращаясь с тусовки, честно выполняет домашнее задание на завтра.

Ближе всего к тому Тарантино, которого я ожидала увидеть и которого нежно люблю, оказались последние 30 минут фильма. Остальное же — милое, забавное, но несколько растянутое заигрывание с жаждущей острых, но толерантных шуток публикой. Середина, на мой вкус, сильно затянута, ну, или меня не зацепило. По крайней мере, на часы я глянула явно не раз и даже не два. Хронометраж фильма в 2,5 часа не очень оправдан.

"Однажды в Голливуде" — фильм нетипично для Тарантино малокровный и малоругательный. Фонтанов крови и поножовщины можно не ждать, а диалоги не приходится запикивать. Эдакое семейное кино по-тарантиновски.

Но, справедливости ради, по-моему, Тарантино сегодняшний уже давно мало напоминает себя же двадцатилетней давности.

Сравнения ради: на "Убить Билла" я наткнулась совершенно случайно, переключая каналы однажды вечером. Попала на сцену битвы Невесты с Вернитой Грин и залипла до самого конца. "Омерзительную восьмерку" же специально включала несколько раз и ни разу не смогла досмотреть даже до середины. Не цепляет.

Даже прославляемых многочисленными критиками "Бесславных ублюдков" досмотрела до конца только благодаря тому, что пошла на фильм в кинотеатр. И забыла мгновенно, как только вышла из кинозала.

И да, "Однажды в Голливуде" мне понравился в разы больше "Бесславных ублюдков".

К чему я все это? Наверно, к тому, что не стоит ждать от современного Тарантино легкости и эпатажности молодости. Это не делает мастера неинтересным, просто из гениального режиссера-новатора Квентин превратился в обычного хорошего режиссера.

Из неизменных же плюсов фильмов Тарантино — антураж, декорации и, естественно, музыка. Дух и картинка Голливуда 60–70х соблюдены в совершенстве. Но к этому периоду Тарантино давно неровно дышит и демонстрирует подобное внимание к мелочам не впервые. Так что я бы скорее удивилась, заметь в картинке того Голливуда небрежность, чем наоборот.

Как говорил сам маэстро Тарантино, чтобы полностью понять его девятый фильм, надо четко знать и любить те девять фильмов золотого века, которые трепетно любит сам автор, которые и вдохновили Квентина на создание "Однажды в Голливуде". В общем, знать и любить классику. По мне, так Тарантино лукавит. Смотреть все девять любимых фильмов режиссера необходимости нет. Вполне хватит просто ознакомиться хотя бы вкратце с историей Романа Полански, его жены актрисы Шерон Тейт и семейством Чарли Мэнсона. Этой информации вполне достаточно для того, чтобы оценить всю иронию и тонкости финала от маэстро.

Если говорить про актеров, то тут Тарантино также верен себе: звезды даже в эпизодах. Но даже подбор актеров в "Однажды в Голливуде" нужен, скорее чтобы привлечь внимание максимальной части зрителей, чем ради их действительной необходимости в фильме.

Например, Ди Каприо и Питт — уже долгие годы беспроигрышные приманки для любителей кино из категории "кому за 30". Для истинных киноманов Квентин засветил Аль Пачино и Курта Рассела. К ним в компанию — главную звезду нынешнего Голливуда Марго Робби — для тех, кто, значит, на волне последних тенденций (привет всем многочисленным поклонникам Харли Квин!). Ради хайпа даже добавили звездных дочек: Энди Макдауэл — Маргарет Куэлли, Умы Турман — Майю Хоук и Брюса Уиллиса — Румер Уиллис.

Дослужившийся наконец до "Оскара" Лео хорош. Правда, в случае с конкретно этим фильмом у меня создалось впечатление, что Леонардо Ди Каприо в роли звезды вестернов Рика Далтона несколько переигрывает. Хотя, вполне возможно, что именно этого и требовали от него сценарий и Квентин. Потому что сомнений в том, что режиссер Тарантино точно знает, как нужно работать с актером Ди Каприо, у меня нет.

Но, опять же — на мой субъективный взгляд, оскароносного Ди Каприо тут на раз сделала его 12-летняя партнерша Джулия Баттерз. Девочка действительно прекрасна.

Бред Питт, он же Клифф Бут, на удивление понравился.

Мне он здесь очень напомнил своего персонажа из "Сжечь после прочтения". Такой же смазливый дурачок. Получилось органично.

Марго Робби в роли Шэрон Тейт красивая. Вот, собственно, ее основной функционал в этом фильме. Красиво идет, красиво улыбается. Как актрисе, тем более актрисе, претендующей на "Оскар", Марго тут раскрыться не дали. Получился такой красивый второстепенный персонаж, для которого, совсем честно, подошла бы любая мало-мальски симпатичная актриса.

На удивление довольно органично вписалась младшая дочка Энди Макдауэлл Маргарет Куэлли. Кстати, когда улыбается, очень похожа на маму.

Про Курта Рассела даже говорить не буду. Мне все равно, что он играет (а роль у него крошечная), он всегда хорош. Как и Аль Пачино. Ощущение, что актеры сами соскучились по интересным работам, а поэтому с радостью хватаются за возможность принять участие в хорошем авторском кино.

Ну и из бонусов каста — последнее, увы, появление на экране Люка Перри, моей школьной любви Дилана из "Беверли-Хиллз". Жаль, что актер ушел так рано. Но, наверно, все же хорошо, что последней его ролью оказался пусть даже эпизод, но у Тарантино, а не хоть и главная роль, но в реанимированном спустя четверть века продолжении многострадального "Беверли-Хиллз".

К чему я все это? Да, наверно, к тому, что "Однажды в Голливуде" точно не станет моим любимым фильмом Квентина Тарантино. И не факт даже, что я его пересматривать буду, но на один раз фильм мне понравился. Особенно если сравнивать его с остальными новинками последнего времени.

А Квентин... Квентин в любом случае хорош и самобытен. Даже в своих попытках снимать "на кассу".

Снимать кино, достойное просмотра, он умеет, что в очередной раз и доказал. Не зря же после первого показа "Однажды в Голливуде" на Каннском кинофестивале зрители больше пяти минут аплодировали стоя. В России после первого показа зрители также приветствовали картину аплодисментами. Никто и не говорил, что стандарты — это плохо. Да и от постоянного эпатажа зрители уже, видимо, подустали.