Version: 0.1.0

Ганнибалам тут не место

Алена Жирикова
29 августа в российский прокат выходит детективный триллер "Игра Ганнибала".

Если начинать сразу с главного, то Ганнибала тут нет. Совсем нет. Даже намека. По-моему, это первое, что надо знать, приступая к просмотру фильма, дабы избежать лишних разочарований.

Предупреждаю заранее, потому что лично я повелась именно на название — "Игра Ганнибала". Многочисленные киношные и телевизионные реинкарнации Ганнибала Лектера меня привлекают, а значит, и эту обойти не смогла. Напрасно. Потому что, повторюсь еще раз, никого, даже близко похожего на Ганнибала Лектера, в этом фильме нет.

Да, в "Игре Ганнибала" маньяк есть, с этим не поспоришь, но жертв своих он не ест, интеллектуальным превосходством и креативно извращенным сознанием тоже похвастаться не может, да и внешностью местный маньяк слабо напоминает не только Энтони Хопкинса из классического "Молчания ягнят", но даже Мадса Миккельсена из рекламы пива.

Впрочем, загадка названия решилась быстро. Оригинальный титр фильма — Nomis — не имеет ничего общего ни с играми, ни с ганнибалами. Наши креативные ребята-прокатчики в очередной раз смухлевали, попытавшись привлечь внимание зрителей, сыграв на раскрученном имени и фанатских симпатиях.

Очень зря.

Ибо не найдя таки обещанного Ганнибала, весь фильм смотрела сквозь призму негативного настроя. Так как ощущение, что меня обманули в лучших ожиданиях, не покидало меня до конца сеанса.

Но отбросим личностное восприятие и перейдем к конструктиву.

Самая главная претензия к фильму, а значит и к его иностранным авторам (помимо отсутствия Ганнибала — это вопрос к нашим креативщикам, как мы уже выяснили), — это перманентное отсутствие логики и причинно-следственных связей (собственно, два из трех китов, на которых и строится весь жанр детективов).

С первых же кадров "Игры Ганнибала" создалось впечатление, что этот фильм — третья или четвертая часть какого-то мини-сериала. То есть до этого в первых сериях нас как бы уже познакомили и с самими героями, и с их историей, и с личными взаимоотношениями, и теперь, оставив за кадром всю эту необходимую предысторию, перешли, значит, непосредственно к самому действу. И вот тут-то, на это действо, мы и включили телевизор. Потому что из общения героев между собой, брошенных то тут, то там фраз ты понимаешь, что что-то между ними было, в каких-то отношениях они состоят. Но в каких именно и что, собственно, было, так и остается загадкой до самого конца (и после конца).

Что случилось накануне всех описанных событий с главным детективом Маршаллом/Генри Кавиллом, отчего все интересовались, как он это пережил, какое отношение ко всему происходящему имел муж главного психолога Рейчел/Александры Даддарио, про которого она по ходу всего сюжета вскользь упоминала; какие отношения до этого связывали главных героев, откуда появилась парочка сторонних благородных мстителей, и самое главное, зачем маньяк лишал всех своих жертв слуха, — так и останется загадкой.

Ну ладно, интрига такая интрига.

Ну лишал и лишал, он же маньяк, право слово. Как хочет, так и делает.

Догадайтесь сами, уважаемые зрители, на детектив же пришли, честное слово.

Но если смотреть на картину, которую создает "Игра Ганнибала" в целом, не углубляясь в мелочи, то фильм, в общем, получился даже довольно-таки динамичным. Картинка и действие быстро менялись, герои все время куда-то спешили. Короче, в сон не тянуло.

Правда, "Игра Ганнибала" — это тот редкий случай, когда в конце очень хотелось, чтобы злодей, держа на мушке главного героя, по классической традиции мирового кинематографа, объяснил-таки зрителям свой коварный план в подробностях, — и тем самым хоть немного пролил свет на лихие хитросплетения сюжета, пояснив, зачем все это затевалось.

В остальном же "Игра Ганнибала" — скопище всех возможных киношных штампов: брутальный коп-одиночка в разводе, трепетно обожающий свою дочку; влюбленная в него коллега с нестабильной психикой; тайно восхищающийся им босс (естественно, понимающий, что герой — гений, и за это любящий его как сына), стремящийся на пенсию и готовящий ничего не подозревающего героя в свои преемники. И, конечно же, маньяк-убийца, все проблемы которого идут из тяжелого детства и ненависти к родителям.

Заканчивая пространные рассуждения о сюжете, склоняюсь к мысли, что "Игра Ганнибала" — классический пример того, как можно легко и качественно запороть в общем-то хорошую, проверенную временем идею. И даже работающие годами штампы и хороший раскрученный актерский состав этого пациента не спасут.

А вот сейчас про актеров можно и более подробно. Главный герой "Игры Ганнибала" в исполнении Генри Кавилла — моя отдельная любовь здесь. Весь фильм не покидало ощущение, что он топорно косплеит Джона Сноу: мало того, что внешний вид очень похож, так еще и такое же, как у Кита Харрингтона в "Игре престолов", одинаковое непонимающе-удивленное выражение лица. В финале фильма, когда детектив Маршалл/Генри Кавилл бесстрашно пробирался между льдами и снегами за маньяком, я прямо ждала, что вот-вот откуда-нибудь выскочат белые ходоки и завалят обоих. Увы, мои надежды не оправдались, неожиданного финала не случилось. Хотя зря, это сильно подняло бы мое мнение не только о фильме в целом, но и о чувстве юмора у съемочной бригады, в частности.

Но отбросим в сторону мои мечты и обратим взоры в сторону суровой киношной реальности, созданной режиссером Дэвидом Реймондом. Конечно, по степени накачанности и брутальности Генри Кавилл однозначно Кита переплюнул.

Генри Кавилл здесь настолько брутален, что, кажется, при малейшем движении лица или тела он просто лопнет от переполняющего его тестостерона. Именно из этих опасений, видимо, его персонаж крайне немногословен, а также скуп на мимику и жесты (ну, либо все силы актера ушли на создание мышечной массы, на запоминание текста сил уже не осталось). В любом случае, явно всё — безопасности ради. В том числе и зрителей.

Причем если в первых кадрах персонаж Генри Кавилла за две секунды раскрывает сложную загадку о том, как тело девушки оказалось на крыше лесовоза, и предстает перед зрителями настоящим дедуктивным гением современности, то ближе к концу повествования дедуктивный гений куда-то исчезает и герой вместо серых клеточек активно юзает интернет-поисковик, выбирая, что же такое "ледяной жук", которым ушел развлекаться главный злодей: ридикюль или детская забава.

Но не будем придираться. Ведь даже уныло-брутальный интернет-юзер Генри Кавилла кажется мегаинтеллектом по сравнению со своей киношной партнершей-психологом в исполнении Александры Даддарио. Каждый раз, когда эта дама появлялась на экране, хотелось спросить у авторов сценария: а вы точно уверены, что знаете, что такое психолог? И это при том, что большая часть фильма как раз и посвящена попыткам психолога расколоть безжалостного психопата.

Ха! Теми способами, которыми действовала героиня Даддарио на экране, она у реального убийцы даже имя не узнала бы. Да что там убийца, она бы и меня на имя не расколола. Мало того, когда героиня Даддарио Рейчел начала рвать у себя на груди рубаху и истошно орать, от нее просто захотелось спрятаться под кресло.

Бен Кингсли, как и Стенли Туччи, также засветились в этом малопримечательном фильме. Кстати, наличие двух этих хороших актеров в титрах стало еще одной причиной, заставившей меня обратить свое внимание на "Игру Ганнибала". Но и эта ставка не сыграла. Актеры-то хорошие, однако играть тут им было совершенно нечего.

К финалу фильма четко понимаешь, что, скорее всего, Туччи и Кингсли позвали только ради того, чтобы разместить их имена на постере к "Игре Ганнибала", сделав из них еще одну наживку, на которую клюнут искушенные зрители. Так как персонажи обоих актеров на ход событий в фильме особо не влияют, а к концу и вовсе благополучно исчезают из повествования.

Брендан Флетчер в роли главного маньяка Саймона до Энтони Хопкинса, конечно же, не дотягивает, но в рамках конкретно этого фильма, в общем-то, неплох. Омерзение вызывает, смотреть на него неприятно. Эффект достигнут. Вообще, местами создавалось ощущение, что Брендан Флетчер пытался отыграть тут за всех остальных персонажей, и за себя, и за того парня. Ну что сказать, молодец, попытка засчитана.

Конец фильма, как, впрочем, и весь сюжет, довольно банальный и предсказуемый. Сходить стоит, наверное, только истинным поклонникам Генри Кавилла, но никак не любителям качественных психологических детективов. Хотя, если честно, то, в общем-то, не пожалела потраченного на просмотр времени. Местами фильм настолько нелогичен и абсурден, что становится забавным. Ходили в кино вместе с мужем. Хотели напугаться. В результате посмеялись оба.