Version: 0.1.0

Особенное кино с Венсаном Касселем и не только

Алена Жирикова

16 января в прокат выходит французская социальная драма "Особенные" с Венсаном Касселем в главной роли.

Фильм определенно поддержала бы наша мировая топ-модель Наталья Водянова. Ну, или если брать масштаб поменьше, то еще более наша Эвелина Бледанс.

"Особенные" от режиссеров Оливье Накаша и Эрика Толедано - это кинопамфлет на тему: люди с ментальными проблемами - такие же люди, как все остальные, и имеют право на полноценную жизнь.

Венсан Кассель тут выступает в роли руководителя частного социального центра помощи особо сложным детям и их родителям, противостоя на этом нелегком поприще зашоренным государственным структурам с их многочисленными проверками и, естественно, недовольным соседям. Собственно, только что я практически полностью пересказала содержание фильма "Особенные": тяжела и неказиста жизнь частного "супермена".

На самом деле фильм на удивление неплох, увлекателен и даже местами ироничен, несмотря на сложную и совсем не развлекательную тему. Кино сделано не только очень аккуратно, но и вполне интересно. Герои получились живыми, за персонажами и их развитием наблюдать интересно. Главное, что им веришь. Причем всем, даже второстепенным персонажам.

Венсан Кассель в роли главы центра помощи детям с самыми трудными диагнозами оказался на удивление к месту. На удивление, потому что до "Особенных" я чаще наблюдала Венсана в ролях боевых, требующих от актера больше демонстрации его навыков боевой капоэйры, чем твердых моральных устоев и душевной доброты. В "Особенных" же Венсан, если и стреляет, то только глазами, если и бьет, то нереальной добротой и пониманием. И даже несмотря на все это "доброе добро", в "Особенных" Венсану веришь.

Мало того, у Венсана Касселя даже получается одним своим существованием снимать местами излишне пафосный настрой фильма. Что ж, видимо, именно это и называется экранной харизмой - это многим нашим звездам на заметку.

В общем, "Особенные" получились по созданному настроению похожими на предыдущую работу режиссеров Накаша и Толедано "1+1" - обнадеживающее кино на тему, что и с неизлечимыми диагнозами можно жить. Тем более если вокруг тебя есть люди, готовые (как бы пафосно это ни звучало) оказывать посильную помощь.

Но не стоит обнадеживаться. Даже несмотря на все эти позитивные вводные, "Особенные" получилось больше агитационным кино, чем развлекательным. Качественный ролик в помощь людям с диагнозами "аутизм" и "ДЦП", ну и плюс к этому с идеей о том, что даже самый запущенный подросток способен на благородство и чистые порывы, если подобрать к нему правильный подход. И это - скорее признание мастерства режиссеров. Ведь несмотря на четкую цель фильма (ослабить государственные нормы в адрес частных реабилитационных центров для ментальных больных во Франции - об этом честно сообщают зрителям в конце фильма), "Особенные" вызывают эмоции: местами слезы, местами смех - и определенно запомнились.

Впрочем, второй раз точно пересматривать фильм не буду. И советовать никому не стану. Слишком уж сложная и неоднозначная затронута тема. Тем более что все происходящее на экране в наших жизненных реалиях выглядит скорее как приятная сказка, чем суровая быль. Однако, если фильмы, подобные "Особенным", помогут сделать окружающих хоть чуточку терпимее, то да здравствует магия кино! Готова голосовать рублем и заполнять пустоты в кинозалах.

Правда, если говорить о социальном кино в общем, то мне все же ближе фильмы вроде также относительно новых "Паразитов" Пон Джун Хо. (Их, кстати, до сих пор можно посмотреть на столичных больших экранах, а картина накануне номинирована на "Оскар".) Тоже социально значимая тема затронута, но показана она не так однозначно, как в "Особенных". С такими же неоднозначными персонажами и непредсказуемыми поворотами сюжета. И это при том, что корейское кино мне так же не очень близко и интересно, как и проблемы, затронутые в "Особенных". И даже при том, что многое в сюжете "Паразитов" и его героях свойственно исключительно для Южной Кореи и ее граждан. Обо всем этом быстро забываешь, включаясь в сюжет.

А сюжет в "Паразитах" поистине заслуживает внимания. Внимания, но не пересказа. Рассказать его так же увлекательно и абсурдно, как его снял Пон Джун Хо, - просто невозможно. Поэтому, если еще не видели фильм, то даже не утруждайтесь чтением краткого содержания. Не подготовит эта информация к резкому развороту на 180 градусов в середине повествования. То есть первую половину фильма я смотрела четкую социальную комедию, и когда я уверовала, что все поняла и про сам фильм, и про его персонажей, бинго! Комедия сменилась на триллер. Еще двадцать минут, и досматривала я уже драму. За это браво! Не скажу, что в полной мере разделяю многочисленные восторги от фильма, которыми зрители "Паразитов" начали делиться на просторах Всемирной паутины, но рекомендовать к просмотру фильм точно должна. Внимания к себе лауреат "Золотой каннской пальмовой ветви" определенно заслуживает.