Version: 0.1.0

Псевдоавторский показ Луки Гуаданьино

Алена Жирикова

13 февраля в прокат вышел фильм "Невероятная" — необычное кино Луки Гуаданьино с Джулианной Мур в главной роли.

Все-таки номинант на главную американскую кинопремию "Оскар" Лука Гуаданьино — очень переоцененный режиссер. По крайней мере, такое создается впечатление после просмотра "Невероятной", фильма — участника "Двухнедельника режиссеров" Каннского кинофестиваля. 

По факту "Невероятная" — это 37-минутный проморолик коллекции нарядов от модного гиганта Valentino. 

Нет, естественно, мода и кино отлично взаимодействовали и до появления Гуаданьино. 

До сих пор модные мэтры пытаются повторить успех, который получили шикарные наряды от Живанши благодаря появлению на Грейс Келли в хичкоковском "Окне во двор" или работы того же Юбера Живанши, сделанные специально для героини Одри Хэпберн в "Завтраке у Тиффани". Так что высокая мода в кино уже давно стала классикой. 

Если же говорить о конкретно модном кино, то тут стоит вспомнить ту же Миуччу Прада, которая в 2011 году для продвижения в широкие массы своего Miu Miu создала цикл "Женские истории", в рамках которого именитые женщины-режиссеры со всего мира, такие как, например, Зоэ Кассаветис, Лукреция Мартель и Хлои Совеньи, снимали свои короткометражки.

Да что там Америка и Европа. Даже наша Рената Литвинова отметилась в 2013 году очень приличной короткометражкой "Девушка с коробкой", посвященной выходу новой коллекции Александра Терехова. 

В общем, сотрудничество именитых режиссеров с модными домами по всему миру не в новинку. 

Собственно, первопроходцем тут Луку Гуаданьино можно назвать только в одном. "Невероятная" — первый подобный проморолик модного дома, демонстрируемый в широком прокате кинотеатров по всему миру, в том числе и на просторах нашей многострадальной родины. 

И скажу честно, очень не уверена я в необходимости подобной демонстрации. 

Если только рассматривать ее как пробу короткого хронометража и востребованности формата.

Действительно бывает, что в кино сходить хочется — именно в кино, именно посидеть в темном зале, но времени жалко или его просто нет. Вот тогда "Невероятная" подойдет. 37 минут, и вы свободны как ветер. В остальных же случаях...

Да, картинка получилась яркая. Только вот какая-то бессмысленная. И даже Джулианне Мур в содружестве с Кайлом Маклахленом, бессменным агентом Купером из "Твин Пикс", и Мией Гот из гуаданьиновской же "Суспирии" смысла в происходящее внести особо не удалось. Если совсем коротко, то получилось следующее: все красивые, все бегут, а потом все дружно танцуют. 

Кстати, в "Невероятной" Кайл Маклахлен играет сразу три роли: идеального героя, мужа подруги и помощника слепой художницы, видимо, представляя таким образом мужской идеал главной героини Франчески/Джулианны Мур. Если режиссер задумал именно так, то вышло странно и очень шаблонно. Если же нет, то есть шанс, что фокус не удался. Тройственное появление Кайла в кадре смущает и запутывает больше, чем поясняет и рассказывает. 

Ощущение, что Лука Гуаданьино очень хотел придать своему экранному творению значимости и многозначительности, конечно, осталось. Как, видимо, и желание режиссера придать действу глубины осталось всего лишь невыполнимым желанием. Ведь в "Невероятной" на этом все и заканчивается. Многозначительная пустота, в которой за красотой картинки если что-то и скрывается, то очень сильно поверхностное. Слегка коснуться беспроигрышной проблемы родителей и детей и поисков вечного идеала, выраженного в постоянной погоне Франчески за неизвестной экзотической красоткой в экстравагантных нарядах, — на большее режиссера не хватило. 

Даже визуальные аналогии Луки Гуаданьино и те вторичны. Хотя переснятая "Суспирия", а до этого переделанный в "Большой всплеск" "Бассейн" Франсуа Озона должны были доказать всем любовь режиссера к заимствованию проверенных зрительским успехом идей.

Так и в "Невероятной". Те моменты, где героиня Джулианны Мур Франческа постоянно повсюду видит загадочную незнакомку в причудливых платьях (ну вы же помните, что это Валентино), которую никак не может догнать, очень напомнили практически идентичное преследование идеальной незнакомки Клаудии Кардинале героем Марчелло Мастроянни из "8 1/2" Федерико Феллини. Но все же сочтем, что это просто знак уважения одного режиссера другому, а никак не бездумное копирование успешно использованного хода. 

Но, наверно, я не слишком объективна. У меня отношения с Лукой Гуаданьино не сложились с самого начала. Его самый известный и обласканный критиками "Назови меня своим именем", на мой взгляд, вылез в призеры скорее на волне популярной темы повсеместной толерантности, а никак не уникального режиссерского таланта, "Суспирия" же — благодаря модным голливудским именам в титрах, в том числе и автора оригинального фильма Дарио Арджента. 

И номинация на "Оскар" никак масштаб уникальности и таланта режиссера не поднимает. Премия, конечно, выводит новичков из мира кинематографа в звезды мировой величины, но по факту уже давно не отыскивает неограненные алмазы среди угольной черноты. Нынешняя церемония тому подтверждение.

"Паразиты" — хороший фильм, интересный. Но не лучший. Конец, как и все, что последовало за резней на вечеринке, получился вялым и неоправданным. Но да, на фоне еще менее убедительного лубочного "1917" или в очередной раз переснятых "Маленьких женщин" "Паразиты" выглядели шедевром. Но увы, просто потому, что конкуренты были откровенно слабы. 

Если снова про "Невероятную", то фильм получился очень необычным. Но необычным не в духе мрачного и безисходного “Маяка”, скорее больше похожий на яркую бабочку-однодневку. Секунду была, и уже больше ты ее не увидишь и не вспомнишь. Сходить на нее в кино, если и стоит, то только ради нового формата, или красивых платьев от Valentino, или элегантного обаяния Джулианны Мур. Но точно не ради режиссерских откровений. Замучаетесь искать.