Version: 1.0.2

Посмотреть на одном вдохе

Алена Жирикова

5 марта в широкий прокат выходит "Один вдох" — фильм, основанный на реальной биографии российской королевы фридайвинга, многократной рекордсменки Натальи Молчановой.

"Один вдох" режиссера Елены Хазановой с Викторией Исаковой в роли Марины Гордеевой, прототипа Натальи Молчановой, получился масштабный и впечатляющий. 

За это основное спасибо двум составляющим: великолепным подводным съёмкам (кстати, впервые в российском кино снимали под водой на глубине ста метров, а не создавали подводные красоты на компьютере) и отличному кастингу на главную роль. 

Подводные съёмки поглотили внушительную часть 120-миллионного бюджета фильма. Кадры, сделанные на глубине прославленным французским режиссером-подводником, фридайвером по совместительству, Жюли Готье впечатляют не меньше, чем первый просмотр "Подводной одиссеи команды Кусто" в постсоветском детстве. И дело тут не в подводных красотах (их, кстати, в фильме очень мало). А именно в качестве сьемки, вызывающей чувство сопричастности и переживания вместе с героиней ее рискованных погружений.

Моя лучшая подруга вместе с папой и братом в школьные годы каждые каникулы ездили нырять на разнообразные иностранные локации. И после каждой поездки привозили по несколько кассет с продолжительными видео из глубин, которые я с преданностью верного друга честно просматривала от и до — вместе с участниками погружения. Так что видами морских глубин меня удивить крайне сложно. 

Подводные виды "Одного вдоха" ближе, наверно, к неоднозначным видам зоны из "Сталкера" Андрея Тарковского, чем к рекламным роликам о тайнах морских глубин, коими привлекают на пробные погружения туристов на курортах Средиземного и Красного морей. 

Правда, сама режиссер Елена Хазанова признавалась, что вдохновлялась прежде всего подводным творением прославленного режиссера Люка Бессона и его "Голубой бездной", которую перед началом съёмок пересмотрела несколько раз. И теперь, кстати, очень надеется, что именитый француз уделит внимание и ее шедевру.

Если верить словам режиссера "Одного вдоха" Елене Хазановой и продюсеру фильма Ольге Дановой, сценарий создавался специально под актрису. Никого кроме Виктории Исаковой в главной роли авторы не видели и очень волновались, что Виктория, которая от дайвинга была далека так же, как Надежда Бабкина от балета, на довольно рискованное предложение, требующее при этом отличной физической подготовки, не согласится. 

Собственно, она и не согласилась. Сразу. Попросила тайм-аут и десять занятий с тренером по дайвингу. И уже после пятого погружения участие в проекте подтвердила. Чем определенно спасла фильм.

Вряд ли у нас в стране нашлось бы много актрис, способных так же достойно вытянуть на себе по сути монофильм, основанный на внутренних монологах и крупных планах среднестатистической женщины сорока с небольшим лет. 

"Один вдох", несмотря на масштабные и продолжительные подводные съёмки, пейзажи и рекорды, это сугубо актерский фильм. Держится он целиком и полностью на работе одного актера, его харизме и умении удерживать внимание зрителей. 

А еще иногда и задерживать дыхание. Например, к моменту окончания съёмок Виктория Исакова смогла похвастаться тем, что научилась задерживать дыхание на более чем две минуты и проплывать за это время более 50 метров в бассейне. Звучит круто. Умеет Виктория погружаться в тему, удерживать внимание и запоминаться.

Впервые, кстати, увидела ее во второстепенной роли в "Охоте на пиранью". В компании Евгения Миронова, Владимира Машкова и Сергея Гармаша. И запомнила, несмотря на множество более на тот момент прославленных лиц вокруг. А после новогоднего просмотра нашумевшего постапокалиптического сериала с ней же — начала отслеживать проекты актрисы.

Самое главное в "Одном вдохе", что под всеми этими красотами, опасностями и актерством есть сюжет. Довольно логичный и местами даже оптимистичный. Идея не нова, но приятна. Примерно о том же, правда, уже почти сорок лет назад, поведали нам героини оскароносной "Москва слезам не верит". Что в сорок лет жизнь только начинается и никогда не поздно рискнуть и начать все с самого начала. Что любые запреты и ограничения — это только наши личные комплексы, прочно засевшие в головах.

А еще, что очень немаловажно, только благодаря "Одному вдоху" многие узнают про соотечественницу-рекордсменку Наталью Молчанову. В сорок лет, после сложного развода, открывшую для себя фридайвинг (для профанов: фридайвинг — это погружение на глубину без баллонов с воздухом, исключительно на задержке дыхания) и за десять лет поставившую в этом виде спорта более сорока рекордов. Наталья стала первой женщиной, покорившей глубину в 100 метров и задержавшей дыхание на девять минут и две секунды (рекорд — сейчас вот можно испытать гордость за нашу страну — не побит до сих пор).

Кстати, как признавались авторы фильма, они про Наталью Молчанову тоже узнали случайно. В 2015 году, когда в СМИ прошла новость о том, что спортсменка пропала без вести во время тренировочного погружения у берегов Испании.

Подробности трагического исчезновения Натальи до сих не ясны. Доподлинно известно только то, что рекордсменка по фридайвингу, погружавшаяся на сто метров и больше, в тот день ныряла вместе с группой на 30 метров. На какой-то момент течение отнесло спортсменку от партнеров. Оставшиеся на корабле сопровождения наблюдатели рассказали, что в нескольких метрах от корабля Наталья всплыла на несколько секунд и снова ушла под воду. Больше ее никто не видел. Через несколько дней безуспешных поисков Наталью признали погибшей. 

Фильм, видимо, чтобы не портить настроение публики, закончили на позитивной ноте. Так что даже особо чувствительные зрители могут не переживать. 

Во время просмотра самое главное не забывать, что "Один вдох" — это в любом случае кино художественное, а не документальное, а значит люди и события в нем не всегда соответствуют реальным прототипам. Лично меня, например, очень смущала тренировочная база главной героини, расположившаяся с легкой руки киношников в павильоне "Москва", что находится у северного входа ВДНХ, прямо перед мухинской скульптурой "Рабочий и колхозница". Но, видимо, панорамный вид из стеклянного павильона сыграл решающую роль в выборе локации, победив грустную плитку приятного цвета в типовом российском бассейне.

В любом случае фильм заслужил положительные отзывы не только у успевших посмотреть его журналистов. Единственный сын Натальи Молчановой, 32-летний Алексей Молчанов, также ставший прославленным фридайвером, "Один вдох" посмотрел и похвалил. А в день первого показа фильма даже очередной мировой рекорд установил — по продолжительности подледного заплыва на одном вдохе.

Фридайвинг — не олимпийский вид спорта, а значит очень мало известен в нашей стране. Как и то, что Алексей Молчанов является автором самого глубинного на этот момент погружения на 130 метров, а вот мамин рекорд по задержке дыхания пока побить не смог. 8:33 против 9:02. 

В общем, "Один вдох" оказался и тут в феминистическом тренде, показав в очередной раз, что женщины доказательно круче всех, особенно когда ставят себе такую цель. 

И когда, как не в преддверии главного женского праздника в этом в очередной раз убедиться.

Кстати, Виктория Исакова со страниц своих соцсетей уже пообещала посетить несколько произвольных показов по всей стране (город зависит от расписания театральных гастролей актрисы) и пообщаться после фильма со всеми желающими. Так что если вы матерый фанат Виктории, ну либо начинающий поклонник, то вот он, реальный шанс на встречу с кумиром.

Россиянин Молчанов установил рекорд Гиннесса по подледному плаванию