Version: 0.1.0

Всем «обочечникам» посвящается: Рассел Кроу вышел на тропу войны

Алена Жирикова

6 августа в российский посткарантинный прокат — то есть тот, который включает в себя не только просиживание любимого дивана с компьютером на коленях, но и поход в кинотеатр, — вышел триллер «Неистовый» с Расселом Кроу в главной роли. 

Если отбросить несколько затянутое вступление, то «Неистовый» Дэррика Борте (самое известное произведение режиссера — черная комедия «Семейка Джонсонов» с Деми Мур, Дэвидом Духовны и Эмбер Херд в ролях идеальной рекламной семьи), несмотря на незамысловатость сюжета, получился довольно пугающим.

Во многом, кстати, именно благодаря этой незамысловатости. Потому что самое страшное в фильме, помимо нереальных габаритов «Гладиатора» Кроу, это узнаваемость и банальность ситуации, из-за которой главная героиня получила своего личного маньяка-убийцу.

Побибикала дамочка задремавшему на светофоре водителю, послала его по известному направлению, проехав мимо, отказалась за все это извиняться, и — вуаля! — за ней уже бегает беспощадный психованный киллер.

Много-много лет назад, когда в России кино показывали исключительно по расписанию на центральных каналах, вышел фильм Джоэля Шумахера «С меня хватит!» с Майклом Дугласом в главной роли — про мужчину, день которого не задался настолько, что он, плюнув на все условности, пошел через весь город на день рождения дочери, круша все, что попадалось ему на пути.

Так вот, нынешний «Неистовый» заставил в подробностях вспомнить историю героя Майкла Дугласа. И пожалеть, что момент ментальной деформации героя Рассела Кроу, в отличие от персонажа Дугласа, Дэррик Борте показать не захотел. Зря. 

На мой взгляд, это очень существенный минус фильма, отсутствие информации о главном злодее. То есть о сварливой матери-одиночке Рейчел нам рассказали в подробностях, тут же как бы извинив тем самым ее несдержанность на дороге. И что муж — подлец, и что единственная клиентка от нее отказалась, и что к сыну в школу опоздала. А про злодея Тома, для которого несдержанность дамы и стала той самой последней каплей, тактично промолчали.

Нет, вскользь, конечно, упомянули, что его уволили и лишили денег, а когда он выразительно снял обручальное кольцо, даже не самый догадливый зритель сообразил, что и в семье у парня проблемы, но хотелось бы поподробнее. Как с Рейчел. Чтобы оба на равных условиях были представлены зрителю. И зритель так же на равных условиях смог выбрать, кому из них сочувствовать.

Съехавшему с катушек герою Майкла Дугласа поневоле сочувствуешь. А персонаж Рассела Кроу просто автоматически попадает в категорию «псих неуправляемый», и это сразу сильно снижает психологическое впечатление от фильма.

Рассел Кроу в «Неистовом» очень хорош. И даже его новоприобретенная курпулентность (спасибо, Эвелина Хромченко, за возможность не называть толстяков толстяками) здесь играет в его пользу. Еще бы, неадекватный человек-гора без тормозов, способный одним ударом плеча вынести входную дверь, пугает сильнее традиционного для подобного жанра подкачанного стройняшки. В общем, мистер Кроу в «Неистовом» очень эффектен.

В «Неистовом» Рассел второй раз на моей памяти играет плохиша (первый раз в этом амплуа он был в мини-сериале «Самый громкий голос»). И при нынешнем совсем не брутальном облике расслабившегося задолго до всемирного карантина актера отрицательные персонажи мистеру Кроу даются идеально. 

Кстати, на роль актер согласился не сразу, так как сам был не уверен, хочет ли, чтобы зрители увидели в нем сумасшедшего психа, охотящегося на женщину с ребенком.  Хорошо, что все-таки решился, потому что пугает он действительно не по-детски. Первую половину фильма просто просидела с открытым ртом, настолько оказалась не готова к такому образу Рассела и настолько резкому развитию событий.

Карен Писториус в роли Рейчел, дамы, доведшей героя Кроу до крайности, хочется убить пару раз. Скандальная и несообразительная. Роль удалась. Хотя, скажем честно, в роли Рейчел могла быть любая другая актриса, подмены, скорее всего, никто бы и не заметил. Неудивительно: «Неистовый» с первых кадров демонстрирует, что рассчитан он исключительно на одну звезду — Рассела Кроу.

Конечно, как и к любому триллеру, к «Неистовому» много вопросов относительно логики действий героев. Во-первых, поначалу непонятно: почему главная героиня так долго не догадывается банально вызвать полицию?! Даже когда ее преследователь начинает убивать людей, женщина упорно не вспоминает про существование стражей правопорядка. 

Впрочем, ближе к концу героиня таки набирает полицию с криками: спасите-помогите, маньяк из телевизора, убивший уже троих, преследует меня по такой-то трассе. Но в полиции ей мило отвечает, что увы, на этой дороге пробка из-за аварии и мы ничем вам помочь не сможем. Выкручивайтесь сами. Что??? И это американская полиция?!? 

Финал «Неистового», честно говоря, тоже не особо впечатлил. Показалось, что для такого лихо закрученного сюжета можно было придумать что-то и позамысловатее. Но, наверное, ничего другого от англоязычного кино, направленного в первую очередь на кассовые сборы, ждать и не стоило. Зря что ли американцы на заре Голливуда переделывали даже концовку «Анны Карениной» под хэппи-энд. Тем более в остальных своих проявлениях «Неистовый» — кино неплохое. 

Помимо закрученного сюжета и отличной работы Рассела Кроу в фильме хватает многослойных моментов и образов, за которыми интересно наблюдать. Например, красный автомобиль главной героини, на который как бык на красную тряпку бросается обозленный на мир и людей герой Рассела Кроу. Или водители машин, которые в ходе погони попадают под колеса автомобилей главных героев — явно не случайно. Как, например, дамочка-водитель, красившаяся во время движения и явно заслужившая свою аварию. Не говоря уже про многочисленные телесюжеты о повышении агрессии водителей на дорогах, идущие фоном к повседневной жизни героев. В целом, конечно, не Тарантино, но и совсем пустым «мочиловом» «Неистового» определенно не назвать.

Бюджет в 30 млн долларов явно потратили не зря. Правда, учитывая, что большая часть фильма была снята всего за одну пятницу, в дневной час пик, на автостраде Monash Freeway в Австралии, основная часть денег, видимо, все же ушла на гонорар Рассела Кроу.

В общем, «Неистовый» — отличный представитель жанра и заслуживает внимания и времени, потраченного на его просмотр.  Тем более идеальный хронометраж в полтора часа не дает устать от экранного действа.

После просмотра фильма поневоле делаешь два вывода. Первый: надо быть добрее за рулем. Даже к чайникам, «тормозам» и полным кретинам. Ну и максимально часто чистить свой телефон, чтобы вместе с ним не передать преступнику всю свою жизнь со всеми подробностями.