"Афера по-голливудски" — кино о мечте
19 ноября в российский прокат выходит комедия "Афера по-голливудски" с Робертом Де Ниро, Морганом Фрименом и Томми Ли Джонсом в главных ролях.
"Афера по-голливудски", снятая сценаристом "Плохих парней" Джорджем Галло, — это, в первую очередь, ремейк неизвестного у нас фильма Гарри Гурвица 1982 года "Тропа возврата". Собственно, именно как ремейк и нужно воспринимать эту киноновинку. Ну, либо как кинопародию на популярные в 70-е годы вестерны. Что-то вроде коктейля из "Шоу Бенни Хилла" и "Голого пистолета" с Лесли Нильсоном. Если именно с этим настроем идти на сеанс, то можно увидеть вполне достойное кино.
В противном случае есть серьезный риск покинуть кинозал в полном недоумении от происходящего на экране, в очередной раз убедившись в справедливости голливудских сплетен о том, что семейный бюджет Роберта Де Ниро трещит по швам, а поэтому актер вынужден хвататься за любые, даже самые странные и сомнительные, зато высокооплачиваемые роли.
Например, в "Афере по-голливудски" Роберту Де Ниро выпала роль голливудского продюсера-неудачника Макса Барбера, который, чтобы расплатиться с многочисленными долгами, решает убить исполнителя главной роли прямо на съемочной площадке и получить за него страховку. Компанию в этом нелегком труде Максу составляет Уолтер — партнер и племянник по совместительству в исполнении звезды сериала "Клиника" Зака Браффа. Зак, кстати, разнообразием образов не особо порадовал, сыграв и в "Афере по-голливудски" все того же странноватого и туповатого персонажа, как и его клинический доктор Джон Дориан.
Вообще, юмор в "Афере по-голливудски" прост и незамысловат: лошадь, которая непременно ударит копытами того, кто подойдет к ней сзади, штаны, сваливающиеся с героя в самый неподходящий момент, — все ситуации предсказуемы ровно настолько, насколько ожидаем и весь сюжет фильма в общем и поступки каждого персонажа в частности.
С трюками в "Афере по-голливудски" тоже особо не напрягались. Например, падение героя Дюка в ущелье — это уровень достоверности "Шоу Бенни Хилла". В нынешних компьютерных реалиях ощущение создает странное. Зато переживать за жизнь героя не приходится.
При этом действие на экране идет довольно бодро, а шутки не опускаются ниже пояса, что при современном кинематографе "прогрессивного мегареализма" уже огромный плюс и маркировка семейного кино в придачу.
В общем, чтобы в кинозале не постигло величайшее разочарование, лучше будет изначально воспринимать "Аферу по-голливудски" как реквием по ныне забытому и заброшенному жанру вестернов, реверанс от Джорджа Галло в сторону старого, "золотого" еще Голливуда. Реверанс, подобным которому относительно недавно радовал зрителей Квентин Тарантино своим "Однажды в Голливуде".
Ведь в своей "Афере по-голливудски" Галло пытается донести до зрителей то же ностальгическое чувство, которое передавал и Тарантино, с придыханием рассказывая о том старом Голливуде, который при нынешних возможностях виртуальной реальности давно оказался позабыт и невозвратно отошел в сторону.
Голливуде пышноволосых красавиц типажа Элизабет Тейлор и Вероники Лейк с разнообразно прекрасными и выразительными лицами, идеальными укладками и глубокими декольте.
Голливуде брутальных мачо типа Хэмфри Богарда и Кэри Гранта за рулем дорогих кабриолетов, с бокалом виски в одной руке и сигарой в другой.
Голливуде гендерных стереотипов, классовой неприязни и повального алкоголизма героев.
Голливуде, где "Оскары" еще раздавали действительно хорошим и культовым, а не максимально толерантным и гендерно-нейтральным фильмам.
Ну и еще, наверно, "Афера по-голливудски" — это кино о мечте. Которая в конце концов все равно должна непременно исполниться, чтобы на экране с чистой совестью появилась надпись "хеппи-энд". Хеппи — хотя бы для его создателей. Ведь благодаря "Афере по-голливудски" сбылась почти полувековая мечта режиссера Джорджа Галло. Галло, который еще в далеких 1970-х краем глаза увидел кусочек отснятого материала "Обратной тропы" Гарри Харвитца и с тех пор много лет лелеял надежду переснять эту историю на свой лад.
Кстати, в нашей стране "Афера по-голливудски" выходит в широкий прокат на целый месяц (!) раньше, чем у себя на родине. Американские зрители смогут насладиться фильмом лишь под свое Рождество.
Из тройки мэтров Роберт Де Ниро, Морган Фримен и Томми Ли Джонс, заявленных на афише "Аферы по-голливудски", лучшим в своем образе оказался Томми Ли Джонс.
Роль пожилого, списанного в утиль и поэтому спивающегося героя вестернов Дюка Монтаны самому Томми определенно нравится. Актер кайфует от персонажа и передает это чувство даже через экран. Пресловутая магия кино в действии. В отличие от своих звездных коллег, Морган Фримен в образе криминального авторитета Реджи Фонтейна однообразен и банален. Не покидает ощущение, что актер сам уже давно устал от одинаковых персонажей, сыгранных им в кино.
И да простят меня многочисленные поклонники Роберта Де Ниро, к коим и я после просмотра "Охотника на оленей" и "Казино" смело себя отношу, но кажется, что Де Ниро в последнее время играет исключительно ради денег. И ничего общего между ним теперешним и тем героем Вьетнами из "Охотника на оленей" уже давно нет. Увы.
В общем, при всем моем уважении к звездам в главных ролях, "Афера по-голливудски" — это то кино, которое в большинстве своем сделали исполнители ролей второго плана. Они живые, фактурные и еще полны энтузиазма и жажды действия, в отличие от признанных мэтров на афише.
Помимо очаровательнейшей лошади Ириски, очень достойная Кейт Кацман в роли длинноногой блондинки-режиссера Меган. Образ клишейный до безобразия, но это именно тот случай, когда следование стереотипу "классической тупой блондинки" только добавляет персонажу очарования. То же самое могу сказать и про дрессировщика Боба. Клишейно донельзя, как, собственно, и весь фильм, но забавно.
Ну и традиционно про название. "Афера по-голливудски" — это прям великая боль. Каждый раз приходится напрягаться, чтобы выловить из памяти это невыразительное словосочетание. Ну ребят, как можно было выбрать для фильма настолько блеклое и вторичное название?! В конце концов, есть же оригинал — Comeback Trail — что-то вроде "Пути возврата". И звучит заманчивее.
К тому же "Афера по-американски" с Кристианом Бейлом, Эми Адамс и Брэдли Купером еще в 2013-м вполне себе успешно прошла на киноэкранах. И, кстати, если забивать в поисковик название "Аферы по-голливудски", то часть найденных результатов будет именно про это кино 2013 года.
В остальном же, завершая речь об "Афере по-голливудски", если многого не ожидать, то сильно и не разочаруешься.
Но если говорить о киноиндустрии в целом — такими темпами мы людей в кинотеатры-то не вернем.