Кандидаты на «Оскар»: основные критерии «великого» кино по-американски
11 марта в российский прокат выходят сразу два драматических роуд-муви: один из самых обласканных критиками фильмов — «Земля кочевников» с Фрэнсис Макдорманд в главной роли и «Супернова» с Колином Фертом и Стэнли Туччи.
Если бы в Голливуде задумались об экранизации романа Максима Горького «На дне» в современных реалиях, то, скорее всего, получилась бы именно «Земля кочевников» — история о современных добровольных бомжах преклонного возраста.
И определенно, самый вероятный кандидат на главный «Оскар» в номинации «Лучший фильм» этого коронавирусного года.
Подтверждением серьезности намерений киноакадемиков стало присуждение «Земле кочевников» на минувшей церемонии сразу двух «Золотых глобусов» за лучший драматический фильм и лучшую режиссуру Хлое Чжао. А ранее кино про нелегкую жизнь американских бездомных пенсионеров удостоили «Золотого льва» — главного приза Венецианского кинофестиваля.
«Земля кочевников» — это экранизация документального романа Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века». Роман о трудностях кочевой жизни настолько поразил дважды оскароносную Фрэнсис Макдорманд, что она несколько месяцев уговаривала режиссера Хлою Чжао взяться за его экранизацию.
Если коротко, то «Земля кочевников» — кино про людей, которые на склоне лет по тем или иным причинам решили стать бездомными. Этакие ищущие натуры, которые вместо внуков и заготовок выбрали дешевые фургоны и бескрайние просторы своей родины. Это если описывать содержание красиво.
Если же смотреть на вещи более реально, то это кино про то, как тихо и незаметно умереть, не доставляя своим уходом проблем близким и родным.
Получилось довольно депрессивно, серо и безысходно. Серьезные кинокритики, как известно, подобную многозначительность и безысходность страсть как ценят и уважают. Тем более когда эта безысходность среди одного из наиболее беззащитных слоев населения — бездомных одиноких пенсионеров.
Дополнительный бонус дает фильму прогиб в сторону так любимого во всем американизированном мире феминизма. Ведь роуд-муви — изначально сугубо мужской жанр об этаком непонятом миром герое-одиночке, колесящем по неизведанным дорогам. А тут он предстает в своей женской ипостаси.
Не хватает еще темнокожих героев, но в этом случае «Земля кочевников» лишила бы всех своих конкурентов даже малейших шансов на награды. Тем более что первый и пока единственный чернокожий президент Соединённых Штатов Барак Обама и без того отметил картину на собственной страничке в соцсетях, назвав восхитительным фильмом.
В общем, понятно всем, даже очень далеким от киноиндустрии людям, что если и не самый главный «Оскар» за лучший фильм — то парочка статуэток по чуть менее солидным категориям «Земле кочевников» обеспечена.
Практически все роли в фильме, помимо Фрэнсис Макдермонд (которая тут выступила ещё и в роли продюсера и идейного вдохновителя) и Дэвида Стрейтерна, сыграли непрофессиональные актеры — реальные бездомные кочевники. Даже сына Дэйва-героя Дэвида Стрейтерна сыграл настоящий сын актера.
Снимали все без исключения сцены на реальных дорогах и в реальных антуражах. В результате получилось такое псевдодокументальное кино. Прием, который в свое время успешно популяризировал еще основатель итальянского неореализма Роберто Росселлини в своем культовом «Рим — открытый город». После чего это ноу-хау повторяли практически все режиссеры, пытавшиеся снять кино с претензией на реализм и надеждой на мировое признание.
Сама Фрэнсис Макдорманд за время съемок — так же, как и ее лишившаяся дома героиня Ферн — нанималась конвейерной рабочей на фабрику Amazon, смотрительницей в национальный парк и кассиршей в кафе быстрого питания, чтобы, так сказать, особо не выделяться на фоне действительно выживающих благодаря тяжёлой работе реальных героев фильма.
Кстати, поначалу 63-летняя Фрэнсис также пыталась наравне с настоящими пенсионерами-кочевниками спать в своем фургоне, который заполнила собственными же вещами, но через пару проведенных в неудобном и холодном кузове ночей сдалась и переместилась в номер отеля, заключив, что лучше ей играть измученную, чем действительно быть таковой.
Но и без этого погружение в роль мисс Макдорманд вполне удалось. Многие из киношных партнеров действительно считали ее настоящей бездомной с тяжелой судьбой. В фильме есть эпизод, в котором ее героиня Ферн рассказывает попутчику Бобу про своего умершего мужа. Так вот Боб — самый настоящий кочевник — совершенно искренне сочувствовал рассказу Фрэнсис, действительно пытаясь ее утешить, и очень обиделся, когда после команды режиссера «Стоп! Снято!» ему объяснили, что все это выдумка и реальный муж Фрэнсис Макдорманд Джоэль Коэн мало того, что жив и здоров, но даже вполне себе состоятелен и успешен.
Однако благодаря всем этим псевдореальным съёмкам и непрофессиональным актерам «Земля кочевников» получилась по голливудским меркам довольно бюджетной. Обошлась авторам всего в 5 млн долларов.
Но если совсем честно, лучшее, что есть в этом фильме, — это Фрэнсис Макдорманд, актриса, бесспорно талантливая и достойная каждой из своих многочисленных наград. Правда, если выбирать из работ самой Фрэнсис, то «Земля кочевников» вряд ли окажется даже в первой десятке. Фильм, представляющий из себя скорее зарисовки из жизни на дороге, никак не дотягивает до зрелищности обласканных критиками «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» или эмоциональности и глубины мини-сериала «Что знает Оливия».
Но, как известно, на безрыбье и лебедь — щука, и «Оскары» надо кому-то вручать даже тогда, когда коронавирус выкосил с кинорынка большую часть фильмов. И в этом случае «Земля кочевников» — явно не худший из кандидатов.
В тот же день, что и «Земля кочевников», в российский прокат выйдет и другой душещипательный фильм из серии роуд-муви — «Супернова» с Колином Фертом и Стэнли Туччи в главных ролях.
Первый же кадр с лежащими в постели оголенными мужчинами лишает зрителей любых иллюзий насчет основной любовной линии фильма. «Супернова» — слезливая история последнего путешествия пары немолодых геев Сэма (Колин Ферт) и Таскера (Стэнли Туччи), один из которых болен Альцгеймером и постепенно теряет память, а второй пытается с этим смириться.
Кстати, изначально Колин Ферт должен был играть роль Таскера, а Стэнли Туччи — Сэма. Но после первой же совместной читки Колин предложил Туччи «махнуться» ролями. Режиссер картины Гарри Маккуин инициативу поддержал. Собственно, на содержание фильма перестановка никак не повлияла, как, впрочем, и на восприятие картины. Это вам не Кортни Кокс и Дженнифер Энистон, поменявшиеся героинями на съёмках первого эпизода «Друзей».
Наверно, нужно быть очень толерантным, чтобы в полной мере оценить всю красоту и трогательность «Суперновы».
Жесткого однополого порно на большом экране ждать, конечно, не стоит, тем более учитывая возраст участников, но поцелуи, касания и прочие нежности между двумя мужчинами тут в изобилии. То есть нетолерантным вход заказан. Как, впрочем, и чрезмерно впечатлительным.
Оба актера, и Ферт и Туччи, здесь очень хороши, но мысль о том, что в реальной жизни оба предпочитают женщин, до конца поверить в искренность истории не дает. Это как смотреть советскую экранизацию «Отелло», где главного героя-мавра играет Сергей Бондарчук с раскрашенным гуталином лицом. Вроде и играет хорошо, а Станиславский в голове никак не замолкает.
Тем более что в реальной жизни Колин Ферт и Стэнли Туччи уже больше двадцати лет крепко дружат семьями. Познакомились они еще в 2001 году на съемках телефильма «Конспирация» о совещании на озере Ванзе, где представители нацистской Германии обсуждали план окончательного решения еврейского вопроса.
А между тем для не самого толерантного к теме однополой любви российского проката даже была выпущена специальная версия «Суперновы» хронометражем в 90 минут, что на 30 минут короче, чем европейский вариант.
Кстати, в Европе фильм стартовал почти на год раньше, чем у нас, и довольно успешно. «Супернова» получила 88% положительных отзывов на популярном западном киносайте и как следствие — оценку 7,88 из 10.
Думается, эти цифры вполне можно считать веской причиной обратить свое внимание на «Супернову». Это, ну и, наверное, шанс оценить работу хороших актеров в неожиданных ипостасях.