Version: 0.1.0

Как Данила Козловский мир спасал

Алена Жирикова

15 апреля в прокат выходит фильм-катастрофа «Чернобыль» от режиссера Данилы Козловского с Данилой же Козловским и Оксаной Акиньшиной в главных ролях.

Изначально наш ответ Чемберлену, точнее HBO, в виде премьеры российского фильма про величайшую советскую трагедию был намечен на 15 октября 2020 года, но пандемия и последовавший за ней всемирный карантин перенесли дату выхода фильма в прокат на полгода.

«Чернобыль» Данилы Козловского – фильм, который рядовые зрители определенно ждали, правда, если верить многочисленным обсуждениям во всемирной паутине, ждали-то со знаком минус. Мощной критике подвергся даже первый трейлер картины, появившийся в Сети еще 10 февраля. Эффектный ролик всего за пару дней посмотрело более 700 тысяч человек. И почти треть посмотревших отметили видео «дизлайком».

Больше всего возмущала неравнодушных интернет-комментаторов многоликость Данилы Козловского в этом проекте. В «Чернобыле» он выступает и в роли режиссера, и в роли исполнителя главной роли, и в роли продюсера, и даже поучаствовал в написании сценария. 

"Фильм Данилы Козловского основан на реальных событиях, произошедших с Данилой Козловским в воображении Данилы Козловского", примерно так описывали тизер посмотревшие его зрители. 

Второй причиной для критики еще даже не появившегося в прокате «Чернобыля» оказался вышедший за год до этого и наделавший много шума среди любителей телевизионных историй сериал-тезка «Чернобыль» от HBO. Обвинять в плагиате и попытке примазаться к успеху американо-британского детища Козловского начали, как только информация о съемках нашего «Чернобыля» стала доступна широкой общественности.

Кстати, именно последняя статья обвинения в данном случае совершенно неоправданна. Наши начали снимать свой полный метр практически в параллель с HBO: первая серия их «Чернобыля» вышла в свет 5 мая, а 18 мая, свято чтя наши киношные традиции, торжественно разбили о камеру тарелку с именами съемочной группы в честь первого съемочного дня Данила Козловский и компания.

И, справедливости ради, стоит отметить, что за 13 дней, прошедших между этими двумя бесспорно знаковыми для мира кино событиями, организовать съемку полнометражного фильма просто невозможно. Даже для такого супергероя, как Данила Козловский. Даже если за его плечами стоит такой кинотитан, как Александр Роднянский. Как, в принципе, увы, и невозможно было на сто процентов предсказать, что мрачный и (мягко говоря!) неоднозначный пятисерийный американо-британский «Чернобыль» будет иметь такой невероятный успех по всему миру, а значит, заранее попытаться примазаться к его успеху.

Но вернемся к родным осинам. На этапе сценария отечественный «Чернобыль» назывался «Опасная вода». Потом авторам это название показалось недостаточно мощным и фильм переименовали в «Когда падали аисты». Это поэтичное название очень пришлось по душе главному создателю фильма Даниле Козловскому, но совершенно не получило одобрения у собранной перед финальным монтажом фокус-группы. «Аистов» пришлось заменить на менее романтичное, зато определенно более звучное и емкое: «Чернобыль: Бездна». Именно под этим названием в Сети и появился первый тизер к картине. Но опять что-то пошло не так. Оказалось, что «Бездна» ассоциируется у зрителей с кем-то вроде монументального гиганта Джеймса Кэмерона, а не с дебютантом в мире режиссуры Данилой Козловским. В результате путем нехитрых манипуляций масштабный фильм-катастрофа от Козловского лишился всех пафосных приставок и стал просто «Чернобылем» – коротко, четко и без изысков.

«Чернобыль» от Данилы Козловского с бюджетом в 690 000 000 рублей во многом оправдал ожидания многочисленных критиков из Сети. Это в первую очередь фильм про Козловского (и пусть его там зовут Алексеем Карпушиным, сути это не меняет), и только в третью, если не четвертую очередь, это фильм про взорвавшуюся теплой апрельской ночью гигантскую атомную станцию.

Ни один врач, даже самый рядовой, даже в нынешнюю эпоху многочисленных тимбилдингов и всеобщего коллегиального братания, никогда не представится пациенту просто по имени. А уж светило из столицы в 1986 году и подавно. Исключительно по имени-отчеству. Привычка, заложенная в советских граждан на подсознании. Поверьте дочери медика, проводившей львиную часть детства у мамы по больничным кабинетам. Врачи даже между собой друг друга по имени-отчеству кличут.

Наш «Чернобыль» – это классический геройский боевик, в котором один не самый правильный, но, как и положено, чертовски обаятельный гражданин вынужден спасать весь мир. И если рассматривать этот «Чернобыль» именно как геройский боевик в советских реалиях, то получилось весьма достойно: напряженно, энергично и пафосно.

Правда, сюжетная линия с Оксаной Акиньшиной общее ощущение от картины несколько понизила своей нелогичностью и излишней мелодраматичностью. Порой создавалось ощущение, что при ее написании авторы поставили себе задачу использовать все возможные стереотипы индийских мелодрам. Да и, совсем честно, сама Оксана с вечным выражением скорбящей алтайской девственницы – спорный выбор на роль трепетной, но стойкой и верной возлюбленной советского пожарного. Хотя тут на вкус и цвет, как говорится...

Кстати, вымученный рекламный псевдороман между актерами, новость о котором запустили как раз накануне прошлогоднего запланированного, но так и не состоявшегося выхода фильма, также не добавлял веры в неземную любовь героев и красоты и возвышенности их экранной истории. 

Про бессмертность героя Козловского тоже особо говорить не буду. Это героический боевик, а значит, все это вполне в рамках жанра. Героев Арнольда Шварценеггера или Брюса Уиллиса тоже безрезультатно пытаются убить все кому не лень на протяжении всего фильма, но это же никак не мешает нам любить и ежегодно пересматривать тот же «Крепкий орешек». Не по тропе абсолютной правды и достоверности идут следы народной любви.

Если же говорить четко про минус нашего кино, то он в «Чернобыле», по сути, всего один – рукописное письмо, которое герой Козловского оставляет героине Акиньшиной. Авторы, конечно, показывают его зрителю, и даже крупным планом, но этого недостаточно – прочесть целиком просто невозможно. 

А в целом «Чернобыль» Данилы Козловского оказался вполне эффектным, затягивающим и переживательным фильмом-катастрофой. Нет, конечно, не настолько эффектным, как, скажем, голливудский «Послезавтра» или «2012» Эммериха, нет. Наш Данила Козловский идет своим путем, что в этом случае скорее плюс, чем минус. Ведь возможности создания эффектной картинки у Голливуда еще долго будут гораздо значительнее наших. 

В общем, режиссер Козловский, видимо, это понимает не хуже рядового зрителя, а поэтому в нашем «Чернобыле», в отличие от вышеперечисленных шедевров жанра фильм-катастрофа, компьютерной графики нет. Как пива в советском ларьке: совсем нет.

Как уверяет сам Козловский, сделано так было не из-за экономии бюджета, а исключительно по идейный соображениям. Поэтому снимали «Чернобыль» на реальной атомной электростанции – на пятом недостроенном блоке Курской АЭС.

А вот ради съемок затопленной станции пришлось строить отдельную трехэтажную декорацию и заливать ее водой. Под водой актеры, кстати, тоже плавали совершенно по-настоящему. 

Ну и вишенка на торте: саундтрек к «Чернобылю» записала «наше всё» на все времена – Алла Борисовна Пугачева. 

Ради такого дела (спойлер!) в финал даже вставили выглядящие несколько инородным телом, но зато архивные кадры выступления Примадонны перед ликвидаторами аварии на ЧАЭС, а в самом фильме герои обсуждают возможность похода на концерт Пугачевой. 

Прогиб зафиксирован, подумают скептики. А вот и нет, ответят авторы: сохранили дух времени. И не важно, что песня в исполнении Аллы Борисовны – современная. Главное, что сама певица – как раз из восьмидесятых.

В общем, в любом случае, благодаря активным стараниям Максима Галкина, осуществилась мечта самого Данилы Козловского поработать на пару с Аллой Пугачевой. О чем, собственно, Данила и рассказал всем своим поклонникам и поклонникам звездной пары Галкин/Пугачева со своей странички в соцсетях, добавив, что «Алла Борисовна абсолютно великая!». В общем, сила сближения кино в действии.

Как бы то ни было, «Чернобыль» – кино интересное. И эмоции после его просмотра определенно возникают. В любом случае, даже критиковать стоит только то, что видел целиком собственными глазами, а значит, уже есть как минимум одна причина посмотреть фильм про «Чернобыль», пусть даже и от Данилы Козловского.

P. S. (чтобы немного смягчить ощущение обреченности, не покидающее в течение всего фильма). История про ликвидаторов, вынужденных погружаться в затопленные кипятком камеры под четвертым реактором, чтобы спустить оттуда воду и тем самым не допустить нового, еще более мощного взрыва, – реальна. Только героев было не двое, как в фильме, а трое: старший инженер, инженер среднего звена и начальник смены ЧАЭС, Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов. Им было нужно погрузиться в кипяток в подводном снаряжении, доплыть до нужного кластера, и пока один будет держать специальную лампу, двое других должны были идентифицировать нужные клапаны и открыть их.

Никто из участников миссии до этого не плавал с аквалангом. Во время погружения глубоководная лампа перегорела. Произошло это уже после того, как герои обнаружили необходимые клапаны. Воду слить удалось, но выбираться на поверхность пришлось в кромешной темноте.

Выводы после этой миссии сходились в одном: без погружения и осушения бассейна от парового взрыва погибли бы миллионы.

P. S. S. Все трое – Борис, Алексей и Валерий – не только выжили в тот роковой день, но даже пережили распад Советского Союза и множественные перемены, произошедшие с нашей страной после. Борис Баранов умер в 2005 году, Алексей Ананенко и Валерий Беспалов живы по сей день. Все трое в 2019 году удостоены почетного звания Героя Украины, Баранов – посмертно.