Лебединая песня Скарлетт Йоханссон во вселенной Marvel
8 июля в российский прокат ворвется марвеловский экшен про «Черную Вдову» со Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью и Рейчел Вайс в ролях непобедимых супергероев.
«Черная вдова» - это уже 24-й фильм про персонажей вселенной Marvel. И 12-й, в котором Черную Вдову - Наташу Романофф - играет Скарлетт Йоханссон.
Официально нынешняя «Черная Вдова» значится как сиквел «Первого мстителя: противостояние». Но по факту же «Черная Вдова» - полноценный самостоятельный фильм, который можно смело начинать смотреть, даже если последнее, что вы знаете о вселенной Marvel - это Тоби Магуайр в роли Человека-паука.
Если же знаний о комиксовой вселенной Marvel больше и они простираются до финала последних «Мстителей», в котором героиня Скарлетт трагически погибает, не лишне будет уточнить, что действие нынешнего сольника разворачивается за несколько лет до того «Финала» и происходит где-то между событиями «Противостояния» и «Войны бесконечности». Но это, опять же, информация сугубо для дотошных фанатов, на получение удовольствия от просмотра она никак не повлияет.
Наши играют французскую жизнь - это если коротко рассказать о «Черной Вдове» словами тетушки Костика из «Покровских ворот». В этом случае американцы играют нашу, русскую жизнь. Стереотипно, кондово, зато с огоньком. В прямом и переносном смысле.
Фильм получился в традиционном для нынешнего времени стиле - герлс пауэр. «Черная Вдова», что, собственно, понятно из названия, - это история о том, как русская девочка Наташа стала супергероиней, известной всему миру как Черная Вдова. Основной сюжет фильма строится вокруг «Красной комнаты» - советской тренировочной базы, для которой по всему миру набирают маленьких девочек и делают из этих девочек совершенные орудия для убийства.
Если не выискивать тайные смыслы и знаки, а также происки капиталистических врагов в клишейной экранной действительности - ранчо с зомбированными хрюшками под Питером, в татуировках «Мир! Труд! Май!» на фоне двуглавого орла, в традиционном оливье в пластиковом контейнере под водку на столе у шпионов - и не придираться к убитому авиапарку авиакомпании «Соловьев айр», то кино получилось вполне забавное. Главное - это вовремя похоронить свой чрезмерный патриотизм и национальную гордость за «Россию-матушку» перед входом в кинотеатр. Объективностью тут и не пахнет. Но ее, собственно, никто и не обещал даже со страниц рисованных комиксов. Зато буйство стереотипов цветет всеми красками.
Наверно, было бы честнее разместить события и героев в какой-нибудь далекой и главное - выдуманной стране. Но - нет так нет, продолжаем работать с тем, что имеем. А имеем мы вполне заслуживающий должного внимания экшен.
Если же говорить про поклонников рисованных комиксов и всей вселенной супергероев в целом, то у них к «Черной Вдове» определенно останутся вопросы. Например, главный злодей «Черной Вдовы» Таскмастер в киноверсии мало того, что совершенно уныл и безынициативен, так еще и полностью лишен смысла и мотивации. То есть того, что, собственно, и делало его суперзлодеем в печатной версии.
Если же придираться по мелочам, то в комиксах Алексей Шостаков был мужем Наташи Романофф, а в фильме же стал ее папой. Прям греческая трагедия чувствуется.
С диалогами во «Вдове» тоже проблемы, они все, даже те, что, казалось бы, должны звучать серьезно и сложно, превращаются в юмористические гэги.
Как и у всех крупнобюджетных кинопроектов, снятых в разгар пандемии, у «Черной Вдовы» сложная судьба. Выпуск фильма на мировые экраны откладывался трижды. Первоначально выход «Вдовы» в прокат должен был состояться 1 мая 2020 года. Однако из-за всемирного локдауна был отложен до 6 ноября 2020 года, затем - до 7 мая 2021 года и снова перенесен, теперь уже на 8 июля 2021 года.
Кстати, первоначальный сценарий «Черной Вдовы» был написан автором «Людей Х» Дэвидом Хейтером еще в 2004 году. Несколько лет потребовалось Дэвиду, чтобы заинтересовать своим творением одну из голливудских киностудий. И только в 2009 году начали подготовку непосредственно к съемкам и сразу же застопорились на проблеме с выбором режиссера (студия настаивала на том, что кино про женщину сможет объективно и качественно снять только другая женщина).
Как известно, хорошие идеи не приходят поодиночке, и потому в это же время на мировых киноэкранах как грибы после дождя один за другим начали выходить похожие феминистические ленты - про сильных и бесстрашных женщин-воительниц. Сначала была «Лара Крофт», собравшая значительную кассу в прокате. Следом за ней мировое сообщество рукоплескало и выкладывало кровно заработанные Квентину Тарантино с Умой Турман в «Убить Билла». А вот дальше волна успеха фильмов про сильных женщин пошла на убыль. «Бладрейн», «Ультрафиолет» и «Эон Флакс», вышедшие следом, не только не собрали кассу, порадовавшую бы создателей, но даже не окупили производство. Испугавшись провала, боссы киностудии решили не рисковать и проект «Черная Вдова» заморозили до лучших времен.
Как мы все знаем, лучшие времена настали уже в 2017-м, когда на волне всемирной толерантности и бодипозитива общество снова вдохновилось бесстрашными воительницами в латексных костюмах.
Режиссера киноверсии «Черной Вдовы» искали по всему миру. На вакантное место постановщика фильма про русскую супергероиню претендовало более 70 кинематографистов. Но и в этом случае сработала пресловутая «герлс пауэр».
Кейт Шортланд известна своими фильмами про сложные взаимоотношения. Скарлетт Йоханссон оказалась большой поклонницей сложносочиненных проектов Шортланд. Именно Скарлетт, которая в «Черной Вдове» выступает еще и в роли продюсера, настояла на участии Кейт в съемках.
Кстати, роль в полнометражном фильме про Наташу Романофф позволила и самой Скарлетт неплохо увеличить свой голливудский ценник. The Hollywood Reporter сообщила в октябре 2018 года, что Йоханссон получит 15 с лишним миллионов долларов за этот личник. Собственно, ровно столько же, сколько до этого заплатили ее коллегам Крису Эвансу и Крису Хемсворту за появление в третьих фильмах своих франшиз - в «Противостоянии» и «Рагнареке» соответственно. До этого гонорары Скарлетт за участие в «Мстителях» были гораздо скромнее - всего какие-то семизначные суммы.
Справедливости ради, представитель компании Marvel, как только материал о доходах их ведущих звезд был опубликован, тут же выступил с опровержением, отметив, что информация о гонорарах актеров является секретной и они никогда и никому ее не озвучивали.
Во многом именно благодаря удачному касту откровенная клюква в сценарии «Черной Вдовы» не выглядит такой уж и кислой. Правда, одним из самых слабых звеньев тут, как ни странно, оказалась именно Скарлетт Йоханссон. Чрезвычайно трагическое и постоянно серьезное лицо ее Наташи на фоне постоянных сценарных шуток и прибауток выглядит как разукрашенный Сергеем Эйзенштейном флаг на броненосце «Потемкин» - пафосно и чужеродно.
Первоначально, кстати, Черную Вдову должна была играть Эмили Блант, но из-за насыщенного съёмочного графика актриса вынуждена была от роли отказаться. И только после этого кинобоссы вспомнили про пышногрудую красотку Скарлетт. То есть, просто для понимания проблемы, влажная мечта миллионов мужчин по всему миру Скарлетт Йоханссон была всего лишь запасным кандидатом на роль Наташи Романофф.
Кстати, роль Наташи в детстве сыграла старшая дочь актрисы Милы Йовович и ее мужа - режиссера Пола Андерсона, тринадцатилетняя Эвер Габо. Это уже третья работа Эвер на актерском поприще. Говорить о талантах кинодевочки в индустрии пока сложно. Но явного раздражения ее экранные опыты не вызывают. Даже скорее наоборот: смотреть на нее пока интересно.
Как, впрочем, и на юную Флоренс Пью, точнее юную Елену Белову, которую играет Виолет Макгроу. Несмотря на десятилетний возраст, девочка успела засветиться в полнометражной экранизации Стивена Кинга «Доктор Сон» и в мистическом телехите «Призраки дома на холме».
Курпулентная Флоренс в роли идеального киллера Елены Беловой поначалу вызывает вопросы. В первую очередь, о том, как у мегасолдата, профессионала во всех известных видах боевых искусств, могут быть настолько рыхлые, полные и дебелые руки. Видимо, вопросы появились и у создателей фильма, потом что на 20-й минуте действа руки Флоренс тщательно прикрыли костюмом «имперского штурмовика» и больше в кадре их не демонстрировали.
Тем более что в остальном к Флоренс претензий нет. Она молодец. Отлично сгладила топорную серьезность героини Скарлетт.
Кстати, изначально на роль Елены Беловой продюсеры активно рассматривали вечную конкурентку Флоренс, а также партнершу по «Маленьким женщинам» Сиршу Ронан. Но не сложилось. Может, и к лучшему. На фоне худенькой Сирши, в отличие от фигуристой Пью, Скарлетт в облегающем костюме уже не смотрелась бы такой длинноногой стройнягой.
Второй конкуренткой Флоренс за роль Елены Беловой была их с Сиршей коллега по тому же ремейку «Маленьких женщин» вечная Гермиона Эмма Уотсон. Именно Эмма долгое время считалась наиболее вероятной кандидатурой на эту роль. Но, к счастью для всех поклонников Наташи Романофф и Ко, в этом случае звезды не были благосклонны к мисс Уотсон.
Вот еще информация насчет каста «Черной Вдовы»: в актерском составе фильма сразу два обладателя главной американской кинонаграды «Оскар»: Уильям Херт и Рейчел Вайс. А Скарлетт Йоханссон и Флоренс Пью в 2020 году оказались конкурентками в борьбе за «Оскар» в категории «Лучшая актриса второго плана». Скарлетт тогда представляла «Кролика Джоджо» (2019), а Флоренс все тех же «Маленьких женщин». В той борьбе обе проиграли Лоре Дерн и ее «Брачной истории».
Дэвид Харбор, он же Алексей Шостаков, он же Красный Страж, - определенно один из главных актерских плюсов «Черной Вдовы».
И неважно, что русский ответ Капитану Америка выглядит как толстопузый непромытый бородатый зэк в бывше-белой майке-алкоголичке и трениках с пузырями на коленях, обожающий водку и татуировки социалистического содержания.
Его харизма, объем которой явно не меньше размера его же живота, бьет наотмашь даже сквозь время, пространство и киноэкраны.
Рожденную в украинском Бердянске Ольгу Куриленко, по-видимому, добавили в фильм только ради того, чтобы в нем оказалось хоть что-то исконно советское. Другого объяснения ее участия просто нет. Мало того что роль у Ольги крошечная, так еще и в течение всего фильма актриса ходит в закрытом шлеме или под таким плотным слоем грима, что даже идентифицируется с трудом.
В любом случае, надежды на «Черную Вдову» ее создатели возлагают огромные. По их самым скромным подсчетам, фильм с бюджетом в 200 миллионов долларов должен заработать для них только за первые выходные не менее 90 миллионов, а общие домашние кассовые сборы, предположительно, должны составить от 155 до 225 миллионов.
Как бы все ни сложилось, абсолютно ясно одно: «Черная Вдова» при любом финансовом раскладе станет лебединой песней, ну или прощальной эпитафией, если так приятнее звучит, для Наташи Романофф и Скарлетт Йоханссон во вселенной Мстителей.
А в качестве небольшого утешения для лишившейся денежной роли Скарлетт Йоханссон всемирно известная фирма по производству пластиковых кукол выпустила сразу два варианта своих барби: Черная Вдова в черном и белом костюмах, которые носила Романофф в фильме.
Впрочем, любителям кинокомиксов не стоит отчаиваться. Как говорится, король умер, да здравствует король! Представители Marvel уже уточнили, что в ближайшее время планируют съемки продолжения «Черной Вдовы», в котором красное знамя супергероя из рук преждевременно почившей Наташи Романофф перехватит Елена Белова, она же Флоренс Пью.
Собственно, именно на это нам недвусмысленно намекает и самая финальная сцена фильма, спрятанная авторами после продолжительных титров. Так что всем поклонникам жанра рекомендую не торопиться покидать кинозал. А для тех, кто с персонажами героической вселенной знаком только шапочно, уточню - это был Капитан Марвел.