"Аннетт": трагическая история триумфатора Каннского фестиваля
12 августа в российский прокат выходит фильм-открытие нынешнего Каннского кинофестиваля, авторский мюзикл "Аннетт" с Марион Котийяр и Адамом Драйвером в главных ролях.
Фильм, несмотря на женское имя, вынесенное в заголовок и типично женский жанр мюзикла, получился абсолютно мужским. Он сделан про мужчин и от лица мужчин. Единственная женщина тут скорее выполняет функцию фона. Необходимого, но не решающего.
Актер Адам Драйвер на главную роль стендап-комика Генри Макгенри был выбран режиссером Леосом Караксом задолго до непосредственного начала съёмок "Аннетт". Чтобы дождаться Адама, который как раз снимался в очередных обновленных "Звёздных войнах", Каракс даже перенес на полгода время начала собственных съемок.
К выбору актрисы на роль супруги Генри - оперной дивы Энн - режиссер подошел куда как менее бескомпромиссно: актрисы на эту роль менялись несколько раз. И, судя по всему, для режиссера, который еще в юности поменял свое имя от рождения Алекс Дюпон на псевдоним Леос Каракс, что является анаграммой, составленной из имени "Алекс" и названия премии "Оскар", главным критерием отбора было наличие как минимум номинации на этот самый "Оскар".
Изначально предполагалось ,что Энн сыграет Руни Мара, номинантка на главную американскую кинонаграду за роль Лисбет Саландер из оскароносной же "Девушки с татуировкой дракона" и супруга оскароносного Хоакина Феникса по совместительству. Но, увы, именно Хоакин, пусть и косвенно, оказался причиной, по которой запланированное сотрудничество Руни и Леоса не состоялось. Начало съемок "Аннетт" совпало с беременностью актрисы, и от роли ей пришлось отказаться.
Так в проекте появилась еще одна теперь уже четырехкратная номинантка на "Оскар" - Мишель Уильямс. Правда, появилась ненадолго. Плотный график Мишель не выдержал переноса съемочного периода на полгода.
Поиски главной героини продолжились. Следующей вероятной кандидаткой стала Кристен Стюарт. Представители актрисы сами вышли на Леоса и предложили сотрудничество, которое, увы, завершилось после первой же встречи актрисы и режиссера. Оказалось, что Кристен совершенно не умеет петь, а Каракс был категорически против дубляжа героини. Тут, наверное, стоит отметить, что все свои партии Адам Драйвер исполняет сам. Актер с детства занимался пением, а, повзрослев, на постоянной основе пел в церковном хоре, в приходе, в котором священником служил его отчим.
Но вернемся к выбору главной героини. Когда отношения с Кристен Стюарт не сложились, на сцене появилась оскароносная звезда Франции Марион Котийяр. Марион, которая неоднократно признавалась в интервью, что если бы не стала актрисой, то была бы певицей. Марион, которая в свободное от съёмок время поет в музыкальной группе под псевдонимом Симона. (Симона - имя ее бабушки). Марион даже записала песню "The Eyes of Mars" вместе с Францем Фердинандом специально для кампании Dior "Lady Rouge".
В общем, очевидно, что в случае с Марион Котийяр все звезды и требования Каракса сложились: и главная американская кинонаграда, и актерский талант, и прекрасный голос. Правда, в "Аннетт" блеснуть актрисе удалось, скорее, только последним. Ведь мы же помним, что мюзикл Каракса - это мужской фильм, а значит женским персонажам, пусть даже и главным, тут уделяется минимум внимания.
Зато Адам Драйвер предстаёт тут во всей красе. Из странноватого паренька из "Девочек" в "Аннетт" Адам преобразился в брутального, терзаемого внутренними страстями секс-символа. Ведь именно так, по мнению Леоса Каракса, и выглядит его собственное внутреннее я.
Адам Драйвер играет в "Аннетт" не просто стендап-комика Генри Макгенри, а альтер-эго самого режиссера. Для Каракса "Аннетт" - история очень личная. Ведь рассказ о любви двух талантливых людей, закончившийся трагедией, - практически дословный пересказ жизненной истории самого Леоса. Десять лет назад, 14 августа 2011 года, 44-летняя супруга режиссера - русская актриса Екатерина Голубева - негласная королева европейского авторского кино, "русская Анжелина Джоли", как ее называла мировая пресса, - погибла при до сих пор не выясненных обстоятельствах. Ее тело было найдено в Париже на станции метро "Пиренеи", недалеко от дома актрисы. Следствие велось больше года, но так не смогло достоверно установить, что же произошло с Екатериной в тот жуткий вечер: было ли это самоубийство, убийство или просто несчастный случай.
Так и в случае с "Аннетт" трагическая гибель супруги комика Генри - оперной дивы Энн - поначалу списывается на несчастный случай. Сам Генри остается безутешным вдовцом с крошкой дочкой на руках. Собственно, как и Леос, после гибели гражданской супруги оставшийся один на один с маленькой дочкой Настей.
Кстати, в "Аннетт" повзрослевшая 16-летняя Настя Голубева-Каракс появляется в эпизодической роли. Как и незримый образ ее трагически погибшей матери, которой, собственно, и посвящен этот неоднозначный и определенно эффектный фильм.
Дальше, конечно, события реальной жизни и выдуманного киномира расходятся, но только потому, что, увы, в реальной жизни ответы и истину обнаружить оказывается куда как сложнее. В фильме виновником гибели Энн становится ее муж Генри. Что и как произошло в жизни самого Каракса, остается загадкой, которую режиссер предлагает разгадать зрителям, поясняя, что именно для этого и снимал все действо, чтобы заставить зрителей думать, правда, потом добавляя, что кино и реальность - это все же две совершенно разные истории.
Роль второго главного мужчины в жизни экранной Энн досталась 40-летнему Саймону Хелбергу, известному широкой общественности благодаря роли Говарда Воловица, которую он двенадцать лет без перерыва исполнял в одном из самых популярных ситкомов нашего времени - "Теория большого взрыва".
Саймон, между прочим, оказался самым успешным в плане работ в крупнобюджетном широкоэкранном кино среди своих "теоретических" коллег. И он первым из всех актеров "Теории большого взрыва" получил номинацию на "Золотой глобус" за полнометражный фильм "Примадонна" с Мэрил Стрип и Хью Грантом. Можно считать, что как минимум тут экранная справедливость восторжествовала. Многие поклонники сериала с самого начала отмечали, что взаимодействие второстепенного дуэта Говарда Воловица и Раджеша Кутрапали куда интереснее и многообразнее, чем противостояние основной пары персонажей Леонарда Хоффстедера и Шелдона Купера.
В "Аннетт" профессиональному пианисту Саймону Хелбергу, как и в предыдущей работе для широкого экрана - фильме "Примадонна" с Мэрил Стрип, снова досталась роль аккомпаниатора главной героини. Правда, в этот раз еще и безответно влюбленного в свою партнершу по сцене.
Выбор Адама и Саймона на роли в любовном треугольнике в случае с Караксом вполне осознанный. Режиссер любит находить на главные мужские роли актеров, далеких от эталонных представлений о мужской красоте.
Роль Аннетт, дочери главных героев, неожиданно исполняет деревянная, шарнирная кукла. Местами напоминающая Пиноккио, но чаще - Чаки из известного ужастика. Тем страшнее и эффектнее становится финал всего действа.
"Аннетт" - первый англоязычный фильм Леоса Каракса, снятый с бюджетом в 15,5 миллионов долларов. Фильм, едва вышедший в свет, но уже успевший отхватить сразу две золотые пальмовые ветви в пост-пандемийных Каннах: за лучшую режиссуру и лучшему композитору.
"Аннетт" - это кино, скорее, для любителей замысловатой формы и подачи, а не сюжета как такового. Это больше вычурная театральная постановка, чем фильм в прямом его понимании. Громкая, пафосная, переигранная, местами излишне затянутая. Постановка, в которой, как отметили все мировые кинокритики, впервые на арене герои не прекращают петь даже в момент куннилингуса.
Рейтинг ожидания "Аннетт" в российской Сети довольно высок, несмотря на не самый популярный у зрителей жанр авторского мюзикла, - 7,0. Правда, несмотря на это и многочисленные восторги критиков по всему миру, финансовыми сборами фильм особо похвастаться не может. Практически за месяц европейского проката он смог собрать лишь около двух млн долларов.