Version: 0.1.0

Голливуд презентовал долгожданную 3D-замену "Звездным войнам"

Алена Жирикова
Российские зрители на месяц раньше увидят один из самых ожидаемых и масштабных фильмов "Фабрики грез" - "Дюна".

16 сентября в российский прокат вышел один из самых масштабных и ожидаемых голливудских фильмов "Дюна" с Тимоти Шаламе, Ребеккой Фергюсон, Зендеей, Хавьером Бардемом, Джейсоном Мамоа и еще целой плеядой звезд в ролях.

"Дюна" - многомиллионный проект, задуманный авторами как новые "Звездные войны".

Первоначально планировалось, что экранизация масштабного романа Фрэнка Герберта "Дюна" от канадского режиссера Дениса Вильнёва, автора "Бегущего по лезвию 2049", выйдет в прокат еще в прошлом году. Но пандемия коронавируса не пощадила никого и ничего, даже 170-миллионный киноэпос, поэтому премьеру перенесли на год. В результате мировая премьера фильма состоялась 3 сентября 2021 года на 78-м Венецианском кинофестивале.

А вот в широкий прокат в нашей стране картина вышла одной из первых. В США, например, зрители увидят "Дюну" на целый месяц позже. Причина банальна - несовпадение графиков релиза. В это же самое время на широкие экраны выходит другое очень дорогое и ожидаемое детище студии Warner Brothers - очередная часть бондианы "Не время умирать". Чтобы не создавать конкуренцию между фильмами за внимание зрителей, их выходы в прокат было решено максимально разнести. 

В результате в Америке "Дюна" окажется на широком экране только 22 октября. Причем выйдет одновременно как в кинотеатрах, так и на стриминговых платформах. Решение, которое, по мнению студийных боссов, обеспечит их стабильно высоким доходом. Решение, которым категорически недоволен автор "Дюны" Денис Вильнёв, печально отметивший, что подобный старт мало того, что не даст фильму заработать свой финансовый максимум, так еще и убьет его для большинства зрителей.

"Моя команда и я посвятили более трех лет нашей жизни, чтобы сделать "Дюну" уникальной", - грустно отметил на пресс-конференции в Каннах Вильнёв. - "Изображение и звук нашего фильма были тщательно спроектированы для просмотра в кинотеатрах".

И тут с режиссером нельзя не согласиться. Лучшее, что есть в нынешней "Дюне", - это эффектная и мощная картинка, сделанная в 3D-формате. Домашние экраны рискуют просто убить зрелищность всего происходящего, оставив недоумевающих зрителей три часа разглядывать монотонные песчаные барханы под заунывные арабские напевы.

Но роману Герберта вообще не очень везёт с экранизациями. Вариант Вильнёва - уже третья официальная попытка кинематографа показать на экране события вселенского противостояния на планете Арракис. Предыдущие завершились неудачами. Версия культового экспериментатора Дэвида Линча 1984 года банально провалилась в прокате. Грандиозный проект Алехандро Ходоровски, который по замыслу автора должен был длиться 14 часов и в нем должны были принять участие Сальвадор Дали, Мик Джаггер и Pink Floyd, так и не смог найти спонсоров и воплотиться в жизнь. 

Если же говорить про хронометраж нынешней версии - 2 часа 35 минут, то лучше словами Вениамина Смехова из русской экранизации "Трех мушкетеров": для Атоса это слишком много, а для графа Де ля Фер - слишком мало. Так и тут, для шеститомного романа Фрэнка Герберта, вдохновившего Джорджа Лукаса на создание эпопеи про "Звездные войны", это слишком мало. Персонажи остаются нераскрытыми, мотивации - непонятыми, а вся мифология банально теряется. А для стандартного полнометражного фильма, который зритель должен высидеть в кинотеатре, - слишком много.

Сразу после премьерного показа "Дюны" на каннском кинофестивале многие критики поспешили окрестить фильм поверхностным. С этим определением сложно поспорить.

Фильм с хронометражем в два с половиной часа ощущается, скорее, как краткое "содержание первых ста двадцати серий…", пересказ, предыстория к основному действу. Ощущение, что читаешь сборник кратких содержаний, настолько все усечено и без малейших подробностей. Ни одному из персонажей даже не успеваешь посочувствовать или проникнуться - настолько быстро они исчезают из повествования, сменяясь другими такими же скоротечными героями. 

Это как попытаться впихнуть первые три сезона "Игры престолов" в один полнометражный формат. Ощущение, что вот сейчас, еще немного и начнется, наконец, основное действие, не покидает весь сеанс до титров.

При этом "Дюна" - бесспорно очень зрелищный фильм. Глядя на экран, понимаешь весь грандиозный масштаб работы. Каждая деталь картинки прописана и продумана до мелочей. Но фильм в целом это не спасает. Получилась красота ради красоты. Красивая картинка длинной в почти три часа. А это все-таки зрелищное кино, куда люди идут не только и не столько ради картинки, сколько ради экшена, героев и динамики.

Не спасло "Дюну" даже феноменальное количество "оскароносных" номинантов на один квадратный метр экрана. 

Шутка ли: Джош Бролин, Тимоте Шаламе и Шарлотта Рэмплинг - сразу три номинанта на главную американскую премию "Оскар" в одном кадре, ну и к ним еще и обладатель заветной статуэтки Хавьер Бардем в компанию. 

Но, увы, даже таким хорошим актерам вытащить затянутое, изобилующее крупными планами повествование не удалось. А все потому, что играть тут большинству актеров просто нечего. Всего каких-то пара фраз и суетливая пробежка по экрану, так бесславно завершаются практически все появления отличных актеров в "Дюне".

Похвастаться более насыщенным выходом может лишь 23-летний Тимоти Шаламе. Его 15-летний Пол, увы, не капитан, но наследник клана Атрейдесов и надежда всех живых существ многообразного мира "Дюны". Правда, зрителям, не знакомым с оригинальным романом, понять, на чем именно основаны эти надежды и в чем собственно уникальность самого Пола, крайне сложно. О его удивительности можно судить лишь по падающим ниц вокруг него и протягивающим к нему руки рядовым жителям. Сам же Пол в исполнении номинанта на "Оскар", "Золотой глобус" и премию BAFTA Шаламе красив, вял и уныл до скрежета в зубах. 

37-летняя Ребекка Фергюсон - экранная мать Пола - актриса прекрасная. Только ради ее злодейки можно смотреть экранизацию Стивена Кинга "Доктор Сон". Есть в ее актерском багаже разные мимики и выражения лиц. Тем более непонятно, почему же здесь она демонстрирует только одну эмоцию - непроходящее глубокое удивление. Тем более, что ее героиня Джессика - сильная и опасная ведьма, да к тому же смертоносный воин. Правда, обо всех этих ее достоинствах зрителям приходится лишь догадываться по вскользь брошенным то тут, то там репликам других персонажей. Потому что по тому, что нам демонстрируют с экрана, она эдакий Санчо Панса при сыне Дон Кихоте. Безмолвный оруженосец, который тенью следует за главным персонажем, периодически округляя то ли от удивления, то ли от испуга глаза и пуская скупую слезу.

Классический киношный злодей, глава актерского клана, прочно оккупировавшего голливудские холмы, Стеллан Скарсгард и здесь в своем традиционном амплуа абсолютного зла, главного врага клана Атрейдесов - главы дома Харконненов. 

Образ злодея актер отработал уже настолько до мелочей, что и придраться не к чему. Но и удивить уже не получается. Качественно, но абсолютно клишейно, что реплики, что внешний вид персонажа. Видимо, что в сценарии прописали, с тем и работает. Как говорится, не обессудьте. 

Заявленную на афише Шарлотту Рэмплинг зрителям даже не показывают. Оба раза, когда актриса на пару фраз появляется в "Дюне", ее лицо закрывает плотная вуаль, а речевые интонации - профессиональный дубляж. А жаль, Шарлотта Рэмплинг актриса характерная, и наблюдать за ее жизнью на экране обычно довольно интересно.

Единственные, кому удается хоть немного вылезти из состояния общей безысходности и уныния, - это персонажи Джейсона Мамоа и Джоша Бролина. Актеры честно пытаются привнести хоть немного жизни, юмора и разнообразия в своих картонных и одномерных героев-воителей. Пытаются успешно. Увы, недолго. Мы же помним, что текучке героев в "Дюне" может позавидовать даже "Игра престолов". 

В любом случае, если быть действительно объективным, шансов стать новыми "Звёздными войнами", как нескромно заявил о своем проекте Денис Вильнёв, у "Дюны" мало. Как, впрочем, и собрать рекордную кассу. Да что там прибыль, даже отбить свой 170-миллионный бюджет. Слишком текучей, поверхностной и невнятной вышла "Дюна". 

Но как бы то ни было, продолжению фильма быть. Вильнёв уже основательно работает над второй частью "Дюны", выход которой запланирован на 2023 год. Основное действо второй части будет крутиться вокруг девушки из грез Пола Атрейдеса, жительницы планеты Арракас из племени фременов Чани, которую играет Зендея. 

А уже в этом году анонсирован запуск телевизионного сериала "Дюна: сестричество", заявленного как предыстория событий, речь о которых идет в нынешнем фильме, и повествующего о превращении матери Пола Джессики в искусную и непобедимую ведьму.

В общем, "Дюна", как Раиса Захаровна в хорошем кино про любовь и голубей, затянула, "что и не выберешься".

В любом случае фильм "Дюна" был назван сайтом Letterboxd самым ожидаемым фильмом 2021 года, и уж этого звания у него никто отнять не сможет, как бы ни сложились бюджеты, прибыли и зрительские симпатии.