Version: 0.1.0

«Вечные»: самый скучный фильм Marvel про суперлюдей

Алена Жирикова
В России стартует показ очередной марвеловской киносаги.

8 ноября в российский прокат выходит очередная марвеловская киносага про суперлюдей - «Вечные» с Анджелиной Джоли, Сальмой Хайек, Китом Харингтоном и еще целой плеядой голливудских небожителей в образах всемогущих героев.

Грандиозный и масштабный марвеловский проект «Вечные» сделан по всем новым голливудским законам толерантности. А следовательно, тут есть супергерои на любой цвет и вкус: и темнокожие, и азиаты-монголоиды, и индус, и нетрадиционно настроенные влюбленные и, как следствие, почти трехчасовой хронометраж.

Кстати, благодаря невероятно раздутому хронометражу «Вечные» уверенно заняли второе место по продолжительности экранного действа среди творений вселенной «Марвел». 157 минут против бесспорного лидера «Мстители.Финал» с их рекордными 181 минутами. Что, в общем-то, логично, так как по времени повествования «Вечные» также располагаются сразу после финальных «Мстителей».

Действие «Вечных» разворачивается примерно через восемь месяцев после событий «Финала», а поэтому герои тут периодически вскользь вспоминают и Таноса, и битву с ним, а также расхлебывают последствия этой битвы. То есть «Вечные» по замыслу креативных умов из «Марвела», не связанное продолжение «Мстителей. Финала».

Вечные — новая раса для многообразной марвеловской вселенной, которая раньше не появлялась в их фильмах. Вечные не просто супергерои, они ближе к древнегреческим богам. Вечные не стареют, не меняются, и каждый из них обладает собственной уникальной суперспособностью: летать, управлять разумом, метать энергетические шары и тому подобное.

 Если попытаться пересказать сюжет «Вечных» - то получится симбиоз из «Матрицы» вперемешку с мифами древней Греции. И все это с Железным дровосеком во главе. Выглядит так же абсурдно, как и звучит. По крайней мере, для того, кто со вселенной «Марвел» знаком лишь урывками, и больше по трилогии о Человеке-пауке, ну и, может, парочке фильмов о Торе. Авторы «Вечных» не утруждаются представлять своих супергероев, а уж тем более раскрывать зрителям их супервозможности или сверхзадачи. Зато щедро пересказывают известные всем еще со школы древние мифы, добавляя в знакомые сюжеты новых супер-персонажей.

Режиссерское кресло на съемочной площадке «Вечных» досталось Хлое Чжао, самой награждаемой и обсуждаемой режиссерке (ох уж эти феминитивы! Интересно, сами феминистки от них в таком же восторге?!) этого странного года. 39-летняя американка китайского происхождения Чжао быстро и прочно забралась на самую вершину Голливудского олимпа благодаря трем «Оскарам» и трем десяткам менее значительных наград, полученным за фильм «Земля кочевников».

Хлоя сама выразила желание снимать «Вечных», чтобы, во-первых, попробовать свои силы во вселенной рисованных героев, а во-вторых, внести натуралистическую струю в вымышленный мир людей с супер-способностями. 

Кстати, Хлоя Чжао стала уже третьей обладательницей премии «Оскар», оставивший свой след во вселенной «Марвел». Первыми были оскароносный Джо Джонстон с его (тут прям совпало) «Первым мистителем» 2011 года, вторым - вездесущий Тайка Вайтити с «Тор: Рагнарёк» 2017 года.

Общий бюджет нынешних «Вечных» составил 200 миллионов долларов. Съемки фильма длились рекордные по голливудским меркам 82 дня. Столь масштабные сроки связаны, во-первых, с большим количеством задействованных героев - шутка ли, десять штук только супер-персонажей! А во-вторых, с обширной географией сюжета. Съемочный процесс увеличился и из-за того, что по задумке Хлои Чжао «Вечных» снимали на натуре и при естественном освещении, а не в студии на фоне зеленого хромакея.

Собственно, это желание Хлои Чжао натурализировать съемки дорого, как в финансовом, так и в моральном плане, обошлось студии. 

На Канарских островах съемочный процесс пришлось срочно останавливать, а всю группу во главе с Анджелиной Джоли (Фина) и Ричардом Мэдденом (Икарис) экстренно эвакуировать, когда во время съемок битвы на пляже актеры случайно наткнулись в песке на неразорвавшуюся бомбу времен Второй мировой войны. Позже выяснилось, что бомба принадлежала гитлеровцам, у которых в годы войны в этих местах была военная база.

Для эталонной красотки Анджелины Джоли, которая последние несколько лет занималась, в основном, режиссерской работой, а также социальной активностью, «Вечные» стали большим возвращением на широкие экраны.

Не менее громким и знаменательным стало появление в «Вечных» и персонажа-изобретателя Фастоса в исполнении Брайана Тайри Генри. Правда, в этом случае дело не в личности актера, а в нетрадиционной ориентации самого персонажа. Фастос стал первым официальным геем-супергероем во вселенной Марвел. И именно из-за его нетрадиционно ориентированного персонажа, живущего в браке с партнером-иранцем, показ «Вечных» запретили на территории совсем не толерантных к подобным проявлениям чувств (тем более среди своих соотечественников) Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте и еще ряде восточных стран. Что поделать, в славящихся своими суровыми традиционными устоями ближневосточных странах ЛГБТ-персонажей мягко говоря не приветствуют. А вносить какие бы то ни было правки в сюжет киностудия наотрез отказалась.

Главный «супермен» «Вечных» - Икарис, он же Ричард Мэдден, он же Роб Старк из «Игры престолов». Икарис, в отличие от всех своих геройских собратьев, обладает сразу несколькими суперспособностями: он и летает, и стреляет лазерными лучами из глаз, и может похвастаться грандиозной силой. Но на этом достоинства персонажа заканчиваются. Харизмы у Икариса ноль. 

У Ричарда Мэддена получился крайне одномерный и безэмоциональный супергерой. На все события, происходящие вокруг него, реагирующий одинаковым сурово-брутальным выражением лица. 

Собственно, из-за этого одинакового выражения лица Икариса крайне скучной и незаметной получилась и главная любовная линия «Вечных»: между Серси (Джеммой Чан) и, собственно, Икарисом. На этой линии, судя по всему, должна была строиться и главная трагедия «Вечных», но отсутствие какой-либо даже минимальной химии между героями эту трагедию смазало, снеся даже не на второй, а скорее на пятый план повествования.

Главная героиня «Вечных» Серси в исполнении Джеммы Чан, бесспорно, милая и добрая. Серси способна манипулировать энергией в пространстве, но зрителям об этих ее дарованиях предстоит догадаться только в самом конце фильма. Авторы не считают необходимым знакомить подробно как со своими героями, так и с их талантами. А учитывая, что харизма Серси, как и ее бывшего «вечного» возлюбленного Икариса стремится к нулю, а ее «человечный» нынешний любимый Кит Харингтон и в своей коронной роли Джона Сноу не потрясал зрителей актерскими талантами, то динамика этого любовного треугольника напоминает энергию перегоревшего кипятильника.

Да, в «Вечных» на радость истинным фанатам саги Джорджа Мартина опять встретились в одном кадре экранные отпрыски Неда Старка Роб Старк и Джон Сноу, они же Ричард Мэдден и Кит Харингтон. Правда, тут Кит, в отличие от Ричарда, играет обычного человека, не супергероя. Ну или пока обычного. Собственно, появление Харрингтона в «Вечных» спровоцировало и самую смешную шутку сеанса. Когда его герой, открывая коробку с мечом вопрошал себя : «Что я об этом знаю?» из зрительного зала раздался громкий крик: «Ничего ты не знаешь, Джон Сноу!» - за которым последовал долгий и искренний зрительский смех. Самый искренний за весь сеанс.

Зато на фоне скучных основных персонажей ярче начинают блистать второстепенные. Это особенно относится к героям Кумэйла Нанджиани - Кинго и Ма Дон-сока - Гильгамеша. Последний в своей первой американской работе честно пытался хоть немного расшевелить унылую и картонную героиню Анджелины Джоли. И местами даже преуспел в этом. Выходец же из Индии Нанджиани, играющий «вечного» героя по имени Кинго, по праву собрал наибольшее число восторженных отзывов критиков. Играет пускающий огненные шары Кумэйл/Кинго с огоньком (как в прямом, так и в переносном смысле) и самоиронией, чем и заслужил многочисленные восторги в свой адрес.

Лорен Ридлофф досталась роль глухонемой суперскоростной «вечной» Маккари. Лорен известна фанатам многолетней саги про борьбу с зомби «Ходячие мертвецы» благодаря роли глухонемой Конни. Исходя из выбора актрисой ролей и персонажей становится понятно, что Лорен и в реальной жизни обладает проблемами со слухом. Зато благодаря миссис Ридлофф во вселенной «Марвел» появился первый глухой супергерой.

Аджак - лидер Вечных, изначально был мужским персонажем. Но в век всеобщей феминизации и толерантности, естественно, так оставаться не могло, а поэтому на роль была выбрана Сальма Хайек. Выбор неоднозначный, дающий больше вопросов, чем ответов, учитывая, что супергеройской формой Сальма даже в своей знаковой роли у Родригеса в «От заката до рассвета» особо похвастаться не могла. 

Вышедших 5 ноября в широкий американский прокат «Вечных» как первые зрители, так и многочисленные критики восприняли неоднозначно. «Вечные» стали первым релизом Marvel, получившим «протухший» рейтинг на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes и всего 57% положительных рецензий. Для понимания, ни один из 25 выпущенных до этого фильмов Marvel не получал меньше двух третей. До «Вечных» лидером «антирейтинга» был «Тор 2: Царство тьмы» (2013) с 66% положительных отзывов.

У первых зрителей к «Вечным» несколько претензий. Во-первых, затянутость действа. Во-вторых, длинные и банальные диалоги, в которых герои либо проговаривают свои прошлые действия (видимо из расчета, что до этого зрители сидели с закрытыми глазами???), либо в очередной раз обсуждают все достоинства и свершения расы Вечных, вместо того, чтобы раскрывать необходимые сюжетные тайны. Например о том, что из себя представляют главные враги вечных - девианты. Потому что о том, чем опасны эти полу динозавры-полусобаки, зрители могут только догадываться. 

Желание авторов в одном фильме объяснить всю историю Вечных понятно. Но увы. Благие намерения, как это часто бывает, столкнулись со сложностью воплощения. И, как результат, диалоги, как будто нарочно вообще не разъясняют ситуации, не объясняют непонятное, а банально повторяют по кругу уже сказанное и повторенное до этого.

Средняя оценка ведущих мировых кинокритиков «Вечным» составила 2,5 балла из пяти. Джастин Чанг из Los Angeles Times сравнил ленту с фильмом «Древо жизни» и написал: «Вы выходите с удручающим осознанием того, что вы только что увидели один из самых интересных фильмов, которые когда-либо снимет Marvel, и, надеюсь, наименее интересный фильм, который когда-либо снимет Хлоя Чжао».

Наверно, основная беда «Вечных» в чересчур грандиозном замысле. Когда из развлекательного, по сути, комикса авторы попытались сделать глубокую философскую притчу. Увы, пока такой финт удается только мультипликаторам студии «Пиксар». 

Но все эти критические замечания не помешали «Вечным» стать рекордсменами по предварительной продаже билетов на сеансы. Только за первые 24 часа продаж «Вечным» удалось заработать $2,6 млн, что больше чем на полмиллиона превышает показатели «Чёрной вдовы» ($2 млн). И почти в два раза превосходит такие же заработки «Шан-Чи и легенды десяти колец» ($1,4 млн). 

В любом случае, продолжение «Вечных» ждет нас. 

Ну и, в качестве обязательного послесловия: в «Вечных» зрителей ждут сразу два постскриптума. Один - после небольших цветных титров. Второй - после всей продолжительной простыни с именами и регалиями всей съемочной бригады. Оба довольно информативные. В одном с новым героем познакомят, в другом - старого по-новому раскроют. В общем, голливудские кудесники нашли способ заставить зрителей смотреть их гигантские простыни с титрами до самого конца.