Version: 0.1.0

«Прошлой ночью в Сохо» открыта охота за «Оскарами»

Алена Жирикова
Ужастик о мире моды от мастера хоррора Эдгара Райта выдвинут на главную награду американских киноакадемиков аж в 14 категориях.

25 ноября в российский прокат вышел ужастик о мире моды и изнанке шоу-бизнеса «Прошлой ночью в Сохо» с Аней Тейлор-Джой, Томасин Маккензи и Дайаной Ригг в главных ролях.

В «Прошлой ночью в Сохо» 47-летний режиссер Эдгар Райт, автор «Земли мертвых» и «Зомби по имени Шон» выступает в традиционном для себя жанре экранной страшилки. Традиционном, да не очень. Тут, в отличие от своих коронных работ, режиссер, видимо, решил отойти от определения «легкомысленный», а поэтому полностью убрал из сюжета свой любимый черный кровавый юмор, продемонстрировав взыскательной публике более серьезную работу.

В «Прошлой ночью в Сохо» совсем нет шуток, иронии, заигрывания с классическими «ужасными» ходами и клипового монтажа. Зато есть скрупулезно выстроенный Лондон 1960-х годов, яркие наряды, искусные танцевальные номера, мощные песни и грандиозный актерский состав.

Поэтому неудивительно, что «Прошлой ночью в Сохо» получилось бесспорно красивым, ярким и очень музыкальным зрелищем. Но при этом, увы, банальным и предсказуемым представителем жанра ужастиков. То есть напугать «Прошлой ночью» Эдгару Райту вряд ли удастся даже самых неискушенных любителей страшилок. Оно и неудивительно: фильм явно снимался с претензией на награды, а не на эмоции.

«Прошлой ночью в Сохо» - первый фильм Эдгара Райта с женщиной в главной роли. Тенденция, явно навеянная духом всеобщей толерантности и феминизма, пропитавшей нынешний Голливуд до мозга костей. Феминизма и движения #MeToo - главных героев практически всех новинок американского кинопроката последних лет. «Прошлой ночью» - классическая иллюстрация ко всем основным тезисам #MeToo: сексуальное насилие, абьюз и патриархальность шоу-бизнеса тут причина и следствие всего происходящего.

Оперный хоррор

Название фильма происходит от песни поп-группы Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich «Last Night In Soho», выпущенной в 1968 году. Сама песня звучит в конце фильма. Название неслучайно, так как идея снять кино про моду, шоу-бизнес и переплетение эпох пришла к Райту, когда он слушал родительские пластинки с классикой британской эстрады. 

Мало того, поначалу режиссер масштабно планировал благодаря «Сохо» создать новый жанр - оперный хоррор, в котором во всех сценах из прошлого не должно было быть диалогов, только песни. Но еще Эрих Мария Ремарк отметил: величие человека в намерениях, но увы, не в их воплощении. «Прошлая ночь» не стала исключением. 

И если в первой половине фильма еще чувствуется размах, новаторство и грандиозность замысла режиссера, то где-то к середине повествования, когда прошлое все-таки переходит с песен на банальную речь, вся глубина внезапно покидает фильм. Ощущение, что либо вдохновение режиссера покинуло, либо финансы. А поэтому красивая и мощная идея, а с ней и новый жанр, так и остались на уровне мечтаний. Многие сюжетные линии тут же безжизненно повисли вслед за ускользнувшим размахом.

Например, многократно повторяемая история про самоубийство матери главной героини Элоиз/Томасин Маккензи выглядит тут как пресловутое ружье на сцене, которое весь спектакль мозолило зрителям глаза, но так и не выстрелило. 

«Прошлой ночью в Сохо» - это тот случай, когда, несмотря на наличие всех необходимых для гурманского блюда ингредиентов, на выходе все равно получается банальный бутерброд.

Актеры

Звезда самого обсуждаемого телемыла коронавирусного локдауна «Ход королевы» Аня Тейлор-Джой в роли начинающей певицы и опытной обольстительницы Сэнди очень хороша. Яркая, манящая, звонкая. Ей невероятно идет эпоха 60-х с ее пергидрольными начесами, ярким макияжем и воздушными нарядами. На ее фоне, ее же современное альтер эго Элоиз/Томасин Маккензи, звезда оскароносного «Кролика Джоджо» выглядит блеклой и невнятной. Но, наверно, когда ты, как Маккензи, родилась в актерской семье, а твой карьерный путь предопределен с младых ногтей, то требования от тебя, как от актрисы, весьма и весьма скромные. И это тоже подчеркивает дух и веяние нынешнего времени. Как минимум дух нынешних кастингов - определенно.

Теренс Стамп - превосходный актер, тем более в жанре ужаса. Несмотря на солидный возраст - 83 года - ничуть не растерявший своего «дьявольского» взгляда и обаяния, благодаря которому его заметил сам великий итальянский маэстро Федерико Феллини и отдал Теренсу главную роль в своей экранизации классической ужасной новеллы Эдгара По «Тоби Даммит» в цикле «Три шага в бреду» (состоящем из трех новелл (авторами двух других стали Роже Вадим и Луи Маль). И Теренс Стамп вполне в состоянии до сих пор напугать зрителей одним своим взглядом. Что ему тут, в принципе, удается, несмотря на всю банальность и невнятность его персонажа.

А вообще, режиссер Эдгар Райт часто заявлял, что хотел бы снимать не ужастики, а фильмы о Джеймсе Бонде. И ощущение, что каждым своим новым проектом он продолжает намекать большим голливудским боссам об этом своем сокровенном желании, каждый раз приглашая очередных бондиановских звезд к себе на кастинг.

Например, Райт ранее снимал одного экс-Бонда Тимоти Далтона в своих «Типа крутых легавых» 2007 года, а другого агента 007 Пирса Броснана и одну из последних девушек неотразимого английского шпиона Розамунд Пайк в фильме 2013 года «Армагеддец». «Прошлой ночью в Сохо», естественно, не исключение. 

Иных уж нет

Маргарет Нолан сыграла у Эдгара Райта владелицу бара, в котором работает главная героиня Элоиз/Томасин Маккензи, а вот в экранизации романа Яна Флеминга «Голдфингер» 1964 года Маргарет играла роль одной из дам любвеобильного спецагента Джеймса Бонда/Шона Коннери. А ещё именно Маргарет, исполняющую страстный танец в золотом бикини, режиссер этой части Гай Хэмилтон запечатлел и для вступительных титров к серии.

Ну а Дайана Ригг, Александра Коллинс у Райта, так и вовсе стала единственной официальной супругой английского спецагента в серии про «Секретную службу Её Величества». Увы, для обеих дам роли у Райта в «Прошлой ночью в Сохо» стали последними как в карьере, так и в жизни. 

Прославленная британская актриса, Дама-кавалер ордена Британской империи и исполнительница роли Оленны Тирелл из нашумевшей «Игры престолов» Дайана Ригг умерла во сне утром 10 сентября 2020 года в возрасте 82 лет в своём лондонском доме. Причиной смерти стал рак, диагностированный ей в марте.

«Прошлой ночью в Сохо» Эдгар Райт посвятил памяти Дайаны Ригг, как и памяти Маргарет Нолан, которая скончалась после продолжительной болезни 5 октября 2020 года в возрасте 76 лет. 

«Диана и Маргарет были центром всего самого крутого, что было в Лондоне 60-х годов. Они были центром и душой того, что я хотел показать в своем фильме, - рассказал на премьере «Прошлой ночью в Сохо» Эдгар Райт, - я благодарен судьбе за то, что мне удалось познакомиться и поработать с этими выдающимися женщинами и за то, что благодаря им, частичка классического Лондона 60-х навсегда осталась в моем фильме».

Дьявол в деталях

Если же вернуться к Джеймсу Бонду и страстной любви Эдгара Райта к непобедимому (до нынешней части) английскому агенту, то не лишним будет отметить и тот факт, что напиток, который героиня Ани Тейлор-Джой Сэнди заказывает в начале фильма, - это коктейль, придуманный Яном Флемингом специально для известного во всем мире шпиона с лицензией на убийство в самом первом романе о нем - «Казино "Рояль"» 1953 года.

Вообще, в «Прошлой ночью в Сохо» множество интересных деталей. Например, сцена, в которой Элоиза смотрит на себя в зеркало и видит в отражении не себя, а Сэнди, снималась без какого-либо участия компьютерных технологий, с помощью простого стекла. А зеркального эффекта режиссеру удалось добиться благодаря тому, что стоящего рядом с героинями по обе стороны стекла гардеробщика играют актеры-близнецы Джеймс Фелпс и Оливер Фелпс. Правда, скорее всего, эти имена любителям кино скажут гораздо меньше, чем имена Фреда и Джорджа Уизли, братьев Рона Уизли из телесаги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере.

Или, например, финальные кадры абсолютно пустого центрального Лондона были сделаны во время всемирного локдауна, когда не только вся Англия, но и весь мир находились в условиях всеобщей строжайшей изоляции. 

Финансы и признание

Кстати, именно из-за этого локдауна мировая премьера «Прошлой ночью в Сохо» была перенесена с 25 сентября 2020 года на 2021 год и состоялась 4 сентября 2021 года на 78-м Венецианском международном кинофестивале. Фильм был довольно тепло принят критиками и получил сразу две номинации: за лучший оригинальный саундтрек и Ане Тейлор-Джой за лучшее исполнение песни Downtown.

А вот с кассовыми сборами у «Прошлой ночью в Сохо» пока не очень. При общем бюджете в 43 млн долларов, за почти месяц мирового проката фильм смог собрать лишь 19 млн. В США результаты дебютного уик-энда еще печальнее - всего 4,1 миллиона долларов. 

Зато кинокомпания Focus Features уже выдвинула «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта на главную американскую кинонаграду «Оскар», причем аж в 14 категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая работа оператора», «Лучший грим и прически», «Лучшие костюмы», «Лучший художник-постановщик», «Лучший звук», «Лучший саундтрек», «Лучший монтаж», «Лучшие визуальные эффекты». 

Надеюсь, после прочтения всех номинаций, больше никто не сомневается, что феминистки правят если не во всем мире, то в мире кино определенно, а #MeToo все еще актуально как никогда?