Version: 0.1.0

"Падение Луны": чем удивит новая катастрофа Роланда Эммериха

Алена Жирикова
3 февраля в российский прокат выходит многомиллионный блокбастер Роланда Эммериха "Падение Луны" с Хэлли Берри в роли всемирной спасительницы.

Премьера 140-миллионного эпического фильма-катастрофы "Падение Луны" пройдет в нашей стране на целый день раньше, чем на его родине. В Соединенных Штатах кино начнут показывать только с 4 февраля 2022 года. Благодаря своей гигантской стоимости новый фильм Роланда Эммериха уже получил негласный титул самого дорогого независимого фильма за всю историю мирового кинематографа.

Краткое содержание "Падения Луны, как, впрочем, содержание любого классического фильма-катастрофы, легко умещается в одно предложение: Луна сошла со своей орбиты и теперь приближается в Земле, грозя нашей планете и ее жителям полным уничтожением.

Оригинальная идея фильма о столкновении Земли с Луной Роланду Эммериху, голливудскому режиссеру немецкого происхождения, пришла в голову еще 15 лет назад, а окончательный сценарий к "Падению Луны" был написан им в 2012 году совместно с Харальдом Клозером, соавтором Эммериха по другому культовому фильму-катастрофе "Послезавтра".

Уже 120 лет, с 1902 года и "Путешествия на Луну" французского режиссера Жоржа Мельеса, естественный спутник Земли является постоянным героем мирового кинематографа. Однако Эммериху свой дерзкий проект по "покорению Луны" в далеком 2012 году пришлось отложить на дальнюю полку, так как поиски спонсоров на новый фильм затянулись на долгие восемь лет. 

Съемки картины планировалось запустить весной 2020 года, но и тогда их пришлось отложить до октября из-за мировой пандемии. Собственно, по этой же причине была перенесена и премьера фильма, изначально запланированная на 2021 год.

Мастер катастрофы

66-летнего Эммериха западные журналисты иногда презрительно именуют "немецкой бюджетной версией Майкла Бея" (это тот, кто подарил миру сагу о "Трансформерах") за его любовь к незамысловатым, но очень масштабным фильмам-катастрофам, таким как "День независимости" 1996 года, "Послезавтра" 2004 года или "2012" 2009 года, в которые он в обязательном порядке включает уничтожение знаковых национальных достопримечательностей, массовое разрушение городов и экстравагантные спецэффекты. Но, в отличие от коллеги, Майкла Роланд Эммерих еще может похвастаться огромной любовью к спорным околонаучным теориям.

Если верить официальной науке, Луна – это холодное каменное тело шарообразной формы и радиусом почти в четыре раза меньше земного. Луна повернута к нам только одной стороной из-за синхронного вращения или так называемого приливного захвата. На Луне отсутствуют атмосфера и жидкая вода. Днем ее поверхность раскаляется до 122 градусов, а ночью охлаждается до минус 169.

Путь к Луне с Земли занимает три дня, однако идея туристических полетов туда, несмотря на мощный скачок в развитии всевозможных технологий, в том числе космических, все еще остается преимущественно теоретической.

Однако, как мы помним, строгие научные данные голливудского режиссера мало занимают. При создании сценария Роланд Эммерих вдохновлялся не подтвержденной, но популярной в определенных научных кругах маргинальной теорией полой Луны. С этой теорией, ну или как минимум основными ее принципами, знакомы все советские и даже постсоветские дети, которым в руки попадалась книжка Николая Носова про приключения коротышки Незнайки на Луне.

Идеи Эммериха, конечно, гораздо масштабнее и разрушительнее детской беллетристики Носова, но при этом явно не дотягивают до глубины и масштаба подтекстов даже этой легкой книги. 

Собственно, "Падение Луны" получился бесспорно эффектным фильмом.

Но это и неудивительно. Мы же все помним, что Эммерих прекрасно умеет снимать разрушение нашей планеты. Масштабно и зрелищно, этого у него не отнять.

Однако с содержательным личностно-диалоговым кино отношения Эммериха куда сложнее. Для примера, его основанная на реальных событиях драма "Стоунволл" 2015 года при бюджете 13,5 миллиона заработала в прокате всего 187 тысяч долларов и получила лишь 7 процентов положительных отзывов.

А биографической драме об истинном авторе творений Шекспира "Аноним" 2011 года (с ней режиссер, кстати, даже приезжал в Москву) при бюджете 30 миллионов долларов едва-едва удалось окупить затраты.

Киноляпы

К "Падению Луны" также много вопросов. Фильму явно не хватает продуманности и завершенности "Послезавтра". До монументальности "2012" "Падение Луны" также, увы, не дотянуло. В первую очередь не хватило объемности и многогранности героям истории и мало-мальски логичной мотивации их действий. 

Главный сценарный, так как Эммерих в этом случае еще и выступает в роли сценариста, провал "Падения Луны" – это разговоры между героями. Более коряво и клишейно не разговаривали даже участники многочисленных пленумов ЦК КПСС. Местами создается ощущение, что тексты банально не проходили даже минимальной корректуры, не говоря уже о литературной обработке.

Речи всех без исключения героев состоят исключительно из произносимых под размазывание слез фраз вроде "я люблю тебя", "прости меня, ведь я люблю тебя", "я волновался (волновалась), ведь я люблю тебя" и "с тобой все в порядке?"

А глобальное объяснение всего происходящего на экране определенно больше заинтересовало бы поклонника инопланетных колонизаторов агента Малдера из культовых "Секретных материалов", чем рядового, далекого от мировых заговоров зрителя.

Множественные киноляпы, когда, например, сила притяжения приблизившейся вплотную к Земле Луны притягивает к себе все – гигантские круизные лайнеры, воды океанов и морей, вытаскивает с корнями из почвы деревья в три обхвата диаметром, но не трогает бегущих героев, конечно, тоже смущают. Но, если совсем честно, не отвращают от просмотра грандиозного зрелища, созданного на экране Роландом Эммерихом.

Зато в некоторых вещах Эммерих на удивление постоянен. Например, в своей нелюбви к нынешнем супругам бывших половинок главных героев. Еще в "2012" Эммерих продемонстрировал отработанный навык элегантно избавляться от неугодных партнеров своих персонажей. 

Актеры

55-летняя Хэлли Берри не только восхитительно выглядит на экране, но и является первой цветной женщиной, получившей главную американскую кинопремию "Оскар" в номинации "Лучшая женская роль" за фильм "Бал монстров" 2002 года и второй девушкой Бонда, способной похвастаться золотой статуэткой (первой оскароносной подругой агента 007 была Ким Бейсингер).

Неудивительно, что именно Хэлли Берри досталась главная роль бывшего астронавта, ныне исполняющей обязанности главы NASA Джо Фаулер. 

В первоначальном сценарии Эммериха этот герой был прописан мужчиной. Но это неактуально в наше время всеобщей толерантности, когда Вупи Голдберг в прямом эфире одного из центральных американских каналов во всеуслышание заявляет, что Холокост – это никакой не расизм, а просто местные разборки белых между собой. Теперь история про то, как героический гетеросексуальный белый мужчина спас мир, даже звучит архаизмом. А поэтому героиней-спасительницей стала женщина, естественно, темнокожая. 

48-летний Патрик Уилсон, известный любителям ужастиков по главной роли в фильме "Астрал", сыграл Брайана Харпера – отстраненного от работы астронавта-изгоя, напарника героини Хэлли Берри, по первому зову бросившегося на спасение Земли.

33-летний Джон Брэдли больше известен поклонникам телесаги про "Игру престолов" в качестве оруженосца Джона Сноу Сэмвела Тарли. В "Падении Луны" ему досталась роль непризнанного, смешного, но гениального конспиролога доктора Кей-Си Хаусмана, первым обнаружившего факт смещения Луны с орбиты и забившего повсеместную тревогу.

Играет, кстати, Джон хорошо. Он единственный из основной геройской троицы, кто не демонстрирует на протяжении всего фильма сложного пафосно-патриотичного выражения лица.

Ждет ли катастрофу катастрофа в прокате?

Рейтинг ожидания "Падения Луны", как и вера в режиссерский гений Роланда Эммериха на просторах нашей страны очень высок – 98%. А вот комментаторы на популярном американском киносайте Rotten Tomatoes новое творение Роланда Эммериха не пощадили.

"Это, конечно, не самый худший фильм режиссера Эммериха, но он очень близок к этому званию", – отметил кинокритик Брайан Орндорф.

"Фильм про катастрофу сам стал одной большой катастрофой, – вторит мистеру Орндорфу Карла Хей. – Тут сюжетных дыр больше, чем кратеров на Луне!»

Тем не менее другой именитый кинопортал IMDB поставил фильму рейтинг 6,9 (по десятибалльной шкале оценок), что можно назвать скорее победой, чем поражением. 

Однако последнее слово в этом споре мнений и оценок в любом случае сможет сказать только время, а точнее, финальный подсчет собранных "Падением Луны" в прокате денег.