Формирование свободного мира
Лет двадцать назад один американский финансовый аналитик подметил, что экономики четырёх стран – Бразилии, Российской Федерации, Индии, Китая – вроде самые перспективные и развиваются сходными темпами. Он в шутку назвал их группой БРИК (от англ. brick – кирпич). Наши экономисты поняли: сходство – следствие одинаковой зависимости от остального мира. В две тысячи шестом году наш президент предложил вместе обсудить эту зависимость. В две тысячи одиннадцатом добавилась Южно-Африканская Республика (от англ. south – юг) – получилось БРИКС. А уж в этом году!
Из двадцати трёх заявок на включение в БРИКС удовлетворены шесть: от Латинской Америки – Аргентина, от Африки – Египет и Эфиопия, от Ближнего Востока – Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Правда, новые буквы в название группы решили не включать. Зато внутри неё формируется собственная платёжная система, и всё больше расчётов идёт в своих валютах.
Многие критики открытым текстом уверяют: пока нет единого центра принятия решений, БРИКС – не организация, а всего лишь площадка для обсуждений. Открытым текстом напоминаю: "Группа семи" – Соединённые Государства Америки со своими шестёрками – формально тоже не организация, но её заявления так сильно влияют на остальной мир, что её часто называют "Большой семёркой". БРИКС давно превосходит её по всем показателям (кроме валового внутреннего продукта) — западные бухгалтеры умеют его лихо накручивать. Теперь же, когда в БРИКС входят главные нефтедобытчики, вряд ли найдётся в мире дело, не зависящее от нас.
Зато БРИКС по мере расширения всё меньше зависит от остального мира. И внутри БРИКС всё меньше возможностей навязывать решения другим. Сами руководители БРИКС и многие сторонние аналитики открытым текстом уверяют: равноправные взаимоотношения куда привлекательнее. В том числе и для тех, кто вроде бы располагает возможностями принуждать: ведь отдалённые последствия давления на других зачастую оборачиваются рикошетами. Открытым текстом уверен: уже не такая уж "Большая семёрка" (с каждой новой попыткой давить на кого бы то ни было разрушает собственное будущее). Чего нам не желаю.