Version: 0.1.0

Храповик на движении цен

Вассерман призвал избавиться от осложнений на топливном рынке

Анатолий Вассерман

На прошлой неделе правительство Российской Федерации запретило экспорт бензина и дизельного топлива. Зарубежные цены немедленно поползли вверх. А вот внутри РФ опт подешевел, но розница продолжает увеличиваться.

В среду на совещании с членами правительства президент поручил правительству плотнее работать с топливными компаниями, чтобы те поняли свою ответственность за всё внутреннее хозяйство: "Мы же знаем, из-за чего это происходит. И в связи с ценами на нефть понимали же, что будет дальше, это же не в первый раз. Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Всё понятно. Они свою работу выполняют, а мы — свою, правительство должно делать другую работу".

Открытым текстом напоминаю: Всемирная торговая организация требует не ограничивать международные взаимодействия. Поэтому четыре года назад тогдашнее правительство РФ заменило пошлину на экспорт нефти и нефтепродуктов налогом на добычу полезных ископаемых. Экспорт нефти стал выгоднее переработки, а экспорт её продуктов — выгоднее внутреннего рынка. Ведь правила ВТО составлены развитым Западом против развития остального мира.

Президент отметил: "Ясно, что экономика компаний и для нас важна. Это курица, которая приносит золотые яйца, это понятно, мы должны бережно к ним относиться. Всё понятно. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы просил более оперативно".

Правительство и впрямь наметило дополнительные меры. Вдобавок до запрета экспорта оптовые цены у нас успели подскочить выше розничных, так что сейчас розница дорожает, ещё и навёрстывая упущенное. Но уверяю открытым текстом: проблемы вроде нынешних осложнений на топливном рынке будут возникать с упорством, достойным лучшего применения, пока не избавимся от налогового манёвра четырёхлетней давности, переложившего нагрузку с зарубежных потребителей  – на нас, и, вообще, от подчинения порядку, основанному на правилах, написанных сильными против слабых.