Version: 0.1.0

Удар по снабжению: есть ли порох в пороховницах Запада

Анатолий Вассерман
Анатолий Вассерман – о новых трудностях Запада.

Основное сырье для бездымного пороха – нитроцеллюлоза. Ее получают обработкой целлюлозы смесью концентрированных азотной и серной кислот. Дело капризное, зависит и от качества очистки всех трех компонентов, и от многих технологических тонкостей. Но все равно дешевле, чем современные ракетные виды топлива из синтетического каучука, смешанного с порошком сильного окислителя. С нашим традиционным предпочтением количества качеству нитроцеллюлозу для высокоточной стрельбы, например спортивных и снайперских патронов, приходится покупать за рубежом.

По данным The Wall Street Journal, Российская Федерация импортирует сейчас вдвое больше нитроцеллюлозы, чем до начала специальной военной операции – более трех тысяч тонн в год. В основном – у западных компаний, несмотря на официально введенные против РФ ограничения. Поставка идет в основном через посредников. Некоторые производители уверяют, что их продукция годится не для военных целей, а только для лаков и красок. В мире уже ощущается дефицит нитроцеллюлозы. Ведь ее производство ограничено политическими причинами.

Открытым текстом сообщаю: обычно пороховой заряд – от четверти до половины массы метаемого заряда. Мы сейчас производим в год миллионы снарядов по нескольку десятков килограммов. Значит, расходуем десятки тысяч тонн пороха. Импорт – пренебрежимо малая доля. Запад шумит о нем, чтобы оправдать свою неспособность раскрутить снарядное производство до уровня, нужного в серьезной войне. Мы же почти все делаем сами. Правда, хлопок, где целлюлоза самая чистая, растет на нашем юге. В основном в Узбекистане.

В конце марта столицы Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана посетила делегация высокопоставленных военных из Соединенных Государств Америки. Обсуждали военно-техническое сотрудничество. Но прилетели на военно-транспортном самолете грузоподъемностью несколько десятков тонн.

Открытым текстом напоминаю: перед каждым цветным бунтом в нужную страну завозили несколько тонн наличных долларов. Обычно дипломатической почтой. Но почему бы не воспользоваться военным транспортом?