Такси смотри: камеры против правонарушений
Когда нет сторонних свидетелей – трудно разобраться, кто виноват. Двадцать девятого ноября в Государственную думу внесен проект закона об установке в такси видеофиксаторов, нацеленных и по движению, и в салон (с извещением о съемке). Авторы закона напоминают, что в других видах общественного транспорта видеонаблюдение хорошо предотвращает правонарушения.
Расходы на оборудование исключат из налогооблагаемой базы, чтобы снизить затраты. Перевозчики будут обязаны предоставлять запись правоохранителям. В Белоруссии такой порядок уже введен и записи хранятся пятнадцать дней. Директор одной из организаций заказа такси Шушарин отмечает, что почти все таксопарки уже установили такие системы, но многие самозанятые не захотят снимать себя и уйдут в серую зону, а в регионах таксопарков почти нет. Руководитель центра компетенций международного евразийского форума "Такси" Швагерус полагает, что многие повесят ненадежные камеры или вовсе муляжи. А вот правозащитница в сфере такси Грищенкова напоминает, что видеозапись в салонах стала общемировой практикой.
Председатель общественного совета по развитию такси Зарипова полагает, что злоумышленник просто сорвет и унесет регистратор. Да и финансовая нагрузка на таксистов достаточно велика, чтобы любая мелочь была ощутима. Вдобавок совет отмечает, что видеорегистраторы могут нарушить право граждан на конфиденциальность: ведь камеры будут фиксировать личные разговоры, включая телефонные беседы, а также наблюдать за поведением и физическим состоянием пассажиров. Наконец, специалисты напоминают, что уже немало частных видеозаписей – в том числе из такси – попало в Интернет с разными неприятными последствиями.
Открытым текстом сообщаю: как пассажиру мне идея нравится, но как законодатель еще не составил о ней однозначного мнения. Придется взвесить и все вышеперечисленные доводы, и, скорее всего, многие другие. Открытым текстом напоминаю: выбирать между хорошим и просто прекрасным удается весьма редко – куда чаще жизнь предлагает нам выбор между плохим, очень плохим и просто ужасным. Потому и приходится семь раз отмерять, а потом задумываться: надо ли вообще хоть раз отрезать?