Version: 1.0.2

Биржа бьет по жизни со всего размаху

Анатолий Вассерман

В понедельник случилось небывалое. Нефть сорта WTI — западнотехасская промежуточная — провалилась в глубочайший минус.

Продавцы контрактов на её поставку в мае доплачивали покупателям почти по сорок долларов за баррель — лишь бы избавиться.

Открытым текстом спросите: безумие? Нет! Биржевая логика.

Биржи возникли, чтобы все продавцы и покупатели одного и того же товара могли собраться в одно время в одном месте и разобраться: кому сколько чего нужно — и, соответственно, какая цена устроит если не всех, то большинство. Потом торговлей занялись посредники. Они поначалу работали как страховщики: брали на себя риск чрезмерных колебаний рынка, а в оплату получали небольшую прибыль при обычных сделках. Но сейчас на бирже реальных продавцов и покупателей почти нет. На одну сделку по нефти приходится сотня сделок, чьи соучастники рассчитывают задолго до истечения срока перепродать вовсе не саму нефть, а контракт — в надежде на лучшую для себя цену по сравнению с записанной в момент заключения сделки.

Контрактов на продажу американской нефти в мае оказалось в сотни раз больше, чем ёмкость всех нефтехранилищ в Соединённых Государствах Америки. Продавцы бумаг впали в панику: если им придётся продавать реальную нефть — куда её девать? И стали избавляться от обязательств любым способом, любой ценой.

А фиктивные сделки перемешаны с реальными так, что до самого момента исполнения их не отличить! И настоящая нефть тоже подешевела. Скажем, североморская смесь БРЭНТ — по первым буквам названий пяти месторождений у берегов Шотландии — упала чуть ли не до двух десятков долларов за баррель.

Справедливости ради открытым текстом напомню: из-за карантина по коронавирусу, вызывающему воспаление лёгких, в разы сократились производство и транспорт — значит, и спрос на нефть снизился. Но не до такой же степени!

Биржа должна отражать жизнь — а сейчас бьёт по жизни со всего размаху. Давно пора выработать новые способы согласования возможностей производителей с желаниями потребителей. Нужная вычислительная мощность накапливается на глазах. Надо разобраться, как её использовать.