Version: 1.0.2

Мир после пандемии

Анатолий Вассерман

Любая эпидемия кончается. Нынешняя — не исключение.

Одиннадцатого мая президент Российской Федерации установил дополнительные меры поддержки уязвимых отраслей, медиков и семей с детьми, а также объявил о завершении общефедеральных выходных дней. Дальнейший порядок выхода из самоизоляции определяется каждым субъектом Федерации самостоятельно с учётом особенностей местной обстановки, а также рекомендаций федеральных ведомств — например, Роспотребнадзора.

Открытым текстом объясняю: путь к нормальной жизни будет длинным. Так, в общественных местах почти всей страны ещё долго можно будет находиться только в маске и перчатках. Испытания вакцины завершатся в лучшем случае к Новому году.

Да и сведения о болезни всё ещё накапливаются. Вот недавно выяснили, что бьёт она не столько по лёгким, сколько по сосудам, вызывая их закупорку — тромбы, а уж борьба организма с этими тромбами порождает тяжкие последствия на самых разных направлениях.

Но главное: нынешняя пандемия — скорее учения, чем война. Предсказывают появление вирусов несравненно смертоноснее. Значит, надо быть готовыми к болезням ещё страшнее.

Так, по мере возвращения к нормальному режиму работы тех больниц, что в пожарном порядке перепрофилированы под лечение коронавирусного воспаления лёгких, нужно параллельно строить новый, как говорят медики, коечный фонд: недавняя экономия на нём слишком дорого обошлась. И реконструировать лечебные учреждения исходя из того, что человек с любой болезнью может заодно нести в себе гибельную заразу.

А, скажем, большие выставки, скорее всего, уйдут в Интернет: мы ещё долго будем бояться идти в толпу. По той же причине многие предпочтут маленькие театры большим кинозалам. Уйдёт в Интернет почти вся бытовая торговля: даже одежду и обувь будут доставлять на дом в паре экземпляров с возможностью примерки живьём, а не только на экране.

А производство перестроят, чтобы обеспечить безопасные расстояния между сотрудниками. Каждый из вас на своём месте придумает ещё что-то, чтобы возможная новая зараза нашла себе поменьше пищи.