Version: 1.0.2

У криптовалют нет конечного должника

Анатолий Вассерман

Криптовалюты — то есть компьютерные коды, вычисляемые любым желающим по ходу обработки цепочек сведений о платежах и представляющие собою своеобразную плату за такую обработку — обладают многими теоретическими достоинствами, но и многими уже выявленными на практике недостатками.

В частности, если, как сейчас принято в большинстве таких систем, расшифровывать всю цепочку платежей, чтобы добавить в неё очередной платёж и зашифровать заново новую цепочку, то с удлинением цепочки вычислительные усилия непомерно растут. Поэтому, например, сейчас цена одного платежа в биткойнах — известнейшей из криптовалют — около двадцати долларов. В тысячи раз дороже цифроналичного платежа — обычными деньгами, учтёнными в надёжно зашифрованной форме.

Но дело не только в затрате сил. Куда важнее, что у криптовалют нет конечного должника. Когда прекратятся международные взаиморасчёты в долларах, все обладатели долларов предъявят их Федеральной резервной системе, та в обмен отдаст долговые обязательства сокровищницы Соединённых Государств Америки (в теории - прим. ред.), и по ним можно будет потребовать какие-то федеральные имущества, хотя по нынешним ценам их на все доллары не хватит. А вот когда биткойны выйдут из моды — кому их предъявить для возмещения затрат?

Словом, криптовалюты слишком рискованны.

Центральный банк Российской Федерации предложил запретить вычисление криптовалют и взаиморасчёты в них. Правда, владение ими запретить не планируется. Но биржевой курс биткойна резко просел.

Открытым текстом объясняю: в отличие от обычных валют, биржевые активы зачастую не имеют конечного должника — то есть, когда их никто не покупает, никто за это не ответит. Например, если фирма обанкротилась, то её акционерам, скорее всего, не достанутся даже её здания и оборудование — они уйдут на погашение первоочередных долгов.

ЦБ РФ открытым текстом предупреждает: криптовалюта сейчас — по сути, только биржевой актив. Играйтесь с ним на свой страх и риск. Но не пытайтесь перекладывать риск на других, уверяя, что криптовалюты — такое же средство платежа, как доллар или рубль.