Рекордное падение Facebook: в книге стало меньше лиц
Биржа живёт надеждами. Если они не оправдываются, спекулянты отворачиваются от актива, не соответствующего их ожиданиям, так стремительно, что его цена падает куда больше, чем следовало бы по объективным причинам.
Компания виртуальной вселенной Meta, выросшая вокруг крупнейшей в мире социальной сети Facebook, сообщила о падении чистой прибыли на одну двенадцатую, прибыли в расчёте на одну акцию — на одну двадцатую. Реакция биржи оказалась крайне резкой. 2 февраля акции подешевели больше чем на одну пятую, а в ходе торгов падали даже почти на четверть.
Компания Meta открытым текстом сообщила, что главная причина сокращения прибыли даже не в том, что число активных пользователей (то есть тех, кто не просто зарегистрирован, а регулярно пишет в сеть или хотя бы читает сообщения от других) впервые в истории Facebook упало, хотя и почти неощутимо — менее чем на одну тысячную. Куда важнее оказалось то, что один из крупнейших продавцов сотовых смартфонов и планшетов — Apple — поменял свою политику ограничений сбора персональных данных, а ведь именно продажа таких данных рекламным компаниям даёт социальным сетям основной доход.
Ещё важнее расходы на создание новых способов привлечения пользователей — главного капитала любой социальной сети. Но при такой биржевой панике денег на столь важную цель не добыть. И обвалится уже вся отрасль.
Падение акций других социальных сетей лежит в пределах от одной двенадцатой до одной пятой. Даже торговая сеть Amazon, зарабатывающая в основном не рекламой, а реальными продажами реальных товаров, подешевела на одну тридцатую.
Открытым текстом напоминаю: биржа возникла как место стыковки всех продавцов со всеми покупателями. Глядя на сделки вокруг, они довольно быстро выходили на средний для всех уровень цен, тем самым стабилизируя условия развития всего хозяйства. Но уже по меньшей мере век главные на биржах не продавцы и не покупатели, а перекупщики. Гоняясь за сиюсекундным доходом, они раскачивают хозяйство, создают столь сильную неустойчивость, что делают почти невозможным осмысленное развитие. Лекарство стало хуже болезни.