Меняется не директор музея – меняется культура
Отставка гендиректора Третьяки Зельфиры Трегуловой вызвало шум, но так… ненадолго. Пара-тройка человек написали, что следующая отставка коснется директора Музея имени Пушкина Марину Лошак.
И точно, на той неделе появилась и такая новость про Лошак. Но она ее опровергла, заявив, что ее контракт заканчивается в апреле. В общем такие тихие культурные перестановки. И никто не задумывается, что все это свидетельства очень важного процесса, который коснется всех. Каждого.
Давайте разберемся. Либеральная пресса писала про отставку Трегуловой, мол, какой ужас, такой профессионал, такие выставки, Третьяковка при ней стала настоящим народным музеем. А что, до этого Третьяковка была закрыта для народа?
Вообще-то Зельфира Трегулова вообще не должна была руководить Третьяковской галереей. Она туда попала случайно. Все дело в том, что собирались сменить легендарную Ирину Антонову, директора Музея Изобратительных искусств имени Пушкина. Просто по возрасту.
Зельфира Трегулова уже с 90-х начала заниматься международной живописью. Прошла стажировку в музее Гугенхайма в Нью-Йорке. И два года проработала заведующим отдела зарубежных связей и выставок в Музее имени Пушкина. Однако потом вдруг стала замом гендиректора музея-заповедника "Московский Кремль". Это хорошая работа, однако ее международный опыт стал забываться. А в 2013-м началось увольнение гендиректора музея имени Пушкина Ирины Антоновой.
А на место Антоновой министр культуры Мединский хотел поставить Зельфиру Трегулову, как настоящего мастера в международном искусствоведении. Но Антонова отказалась. Мы только можем предположить, что тут столкнулись интересы федеральных и московских руководителей культуры – Мединского и Капкова. Потому что Антонова попросила на свое место поставить московского руководителя Марину Лошак. Два года Трегулова поруководила РОСИЗО.
Потом 10 февраля 2015-го года министр привел ее в Третьяковскую галерею и сказал, что ее тогдашний директор Ирина Лебедева будет уволена. Вот как в интервью увольнение Лебедевой описывала бывший директор департамента культурного наследия Москвы Татьяна Городкова.
"В полдень 10 февраля в Третьяковскую галерею вошел Владимир Мединский вместе с Михаилом Брызгаловым с Зельфирой Трегуловой. Нас собрали у заместителя гендиректора, и министр культуры произнес дословно следующее: "Коллеги, информирую вас, что подписан приказ об увольнении генерального директора. С сегодняшнего дня у Третьяковской галереи новый директор –Трегулова. Я прошу вас продолжать работу. Мы не потерпим никакого саботажа. Если кто-то будет это допускать, просим подавать заявления на стол, все будут уволены", – рассказала Городкова.
Ну, в принципе Мединский действовал пусть неожиданно, но правильно. Музеи должны приносить прибыль. Трегулова это умела делать. Крупнейшее музейное пространство России.
Да, люди ломились на выставки. Но были при этом и скандалы. Было нападение на злосчастную картину Репина "Иван Грозный убивает сына", было похищение среди белого дня картины Куинджи "Ай-Петри. Крым", была протечка в крыше Новой Третьяковки.
Это все плохо, но такое случается в каждом музее. Это проблемы не столько начальства. Но было и другое. В 2020-м выставка "Поколение 21" с картиной некоего художника о романтичных боевиках-ваххабитах. Или покупка уже во время пандемии этого замечательного объекта "Ветка" за несколько миллионов рублей.
Экспозиция "Дар Марата", в которую вошли картины, переданные галеристом Маратом Гельманом*, давно уехавшим за рубеж и критиковавшим российскую власть.
И вот тут мы переходим к самому главному.
Смотрите. Россия становится оплотом здорового консерватизма. Страна ждет, когда ее культура изменится, когда все эти ветки и перформансы уйдут, а на их место придет нынешняя жизненная ситуация. Но не так в искусстве. Там главное – следить за международными течениями.
Если ветки, каляки-маляки, прибивание яиц к Красной площади считается модным и хорошо продаваемым, то и все руководители культуры будут следовать этой моде. То есть вы не получите ничего, что хотите, потому что искусство хочет денег. Хороших международных денег.
Все. И многие культурные руководители были заточены на это, на систему международных отношений. Никакой пропаганды старой русской культуры. Только авангард. И именно ее они внедряли еще и в российское общество. И вот мы видим, что вдруг Трегулову снимают… из-за окончания трудового договора.
Ну, говорят, еще из-за того, что она устроила себе командировку в Индию без согласования с начальством… Ну, это уже так, подробности.
Марина Лошак из музея Пушкина, говорит, что как минимум до конца своего договора в апреле еще останется директором. Недавно, тоже из-за окончания договора, уволен и переведен на должность президента Владимир Гусев, который 30 лет руководил Русским музеем.
Я спрашивал у высокопоставленных работников разных музеев, что происходит. Они говорят, что это чисто кадровые перестановки. Тогда возникает вопрос, а приведут ли такие кадровые перестановки к созданию в России настоящей новой культуры, той самой, какой, кажется, хочет народ?
Хочет или нет? Ведь никто не изучает, чего он хочет от искусства. Всем на это полностью наплевать.
* Признан в РФ иноагентом.