Version: 0.1.0

Что скрывают украинцы: социология "национального подъема"

Андрей Добров
Андрей Добров – о парадоксах статистики, добытой киевскими социологами.

Все происходит ровно, как мы и говорили. Киев практически заставляет православных монахов уйти в подполье и начать борьбу против него же. Зеленский приказал УПЦ окончательно покинуть Киево-Печерскую лавру. На что митрополит Павел и его товарищи, с трудом вспоминая украинские слова, ответили.

"Я обращаюсь к тем, кто имеет на это право: мы не против всех законных действий, но противозаконных быть не может. Мы не коллаборанты, мы граждане своего государства, мы живем здесь с 1988 года, у многих из нас нет другого места. Здесь мы отдали свою молодость и жизнь, нас никто не заставлял, и никто не сможет оторвать нас от любви Божией", – заявил настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел.

Они могли бы это спеть, прочитать в стихах или даже станцевать гопак, но это бесполезно. Все слова бесполезны, православные монахи будут изгнаны. Зеленский утверждает, что изгнание – это вполне законный шаг, который совершенно одобряют сами украинцы. Если почитать социологические исследования нынешних украинцев сейчас, то кажется, что народ и власть просто слились в экстазе.

Киевский международный институт социологии утверждает, что 68% украинцев требуют освобождения Крыма военным путем, даже при снижении поддержки Западом. И только 24% против намерения поменять Запад на Крым. Это притом, что 8 лет как Крым принадлежит России. А вот такое единодушие. Правда сами социологи говорят, что подлинность опроса сомнительна, потому что перепись населения страны не проводилась с начала двухтысячных. В ней не принимали участия ни те, кто уехал на Запад, ни те, кто переселился в Россию, ни те, кто остался в теперь уже российских регионах. Это понятно, местные социологи работают с теми, кому могли дозвониться. Переехавший в Россию социолог Евгений Копатько говорит, что на Украине есть много людей, которые имеют другое мнение.

"Никакой опрос вам не покажет, и на Украине это знают и понимают, что есть достаточно большой пласт людей, которые вам не скажут свою позицию. Это не один человек, это не статистическая погрешность. Измерить нельзя, но есть большое количество людей, которые не разделяют точку зрения абсолютного большинства, о котором идет речь. Вопрос в том, как получить эмпирические данные. Это сложно, сейчас подавляющее большинство опросов – телефонники. Даже если бы были лицом к лицу, (учитывая) количество людей, которые закрыты при ответах на активные политические вопросы, здесь шкала ложности будет существенно выше", – заявил Копатько.

И тем не менее, если посмотреть на украинскую социологию внимательно, то можно понять, что различия есть. Вот, например, вопрос: "Как поступать с фигурантами дела о коррупции в Министерстве обороны Украины?". Как бы решили у нас? Не в элите, а в простом народе? Всех под расстрел. На Украине 47% призвали осудить их, даже при малейшем подозрении в коррупции. А 46% – что расследовать надо дольше и лучше. Конечно, все опрошенные говорят, что воровство – это плохо, но оно не было связанно с уступками врагу, то есть нам, России. Мол, крали, но все-таки без предательства. Странное немного ощущение от этого опроса. Причем в стране, где о будущем, о долгих разбирательствах не очень думают, потому что Украина сейчас живет сегодняшним днем. Максимум, на что они могут рассчитывать по своим материальным затратам, – это не три-четыре месяца, как раньше, а всего месяц.

"Ну слушайте, давайте так, ну раз интересно, я дам оценку, действительно я смотрю на данные, на чем экономят люди. Сейчас люди экономят буквально на всем, на первое место – это отдых и развлечения, на медикаментах и т. д. То есть (расходы) на путешествия, на дорогу – это сейчас не столь актуально для украинского общества. На продуктах питания, на одежде этот показатель вырос, и вырос существенно. Есть второй критерий, который говорит о неуверенности: это насколько у граждан хватит ресурсов", – добавил Евгений Копатько.

Мы должны также понимать, что за последний год треть населения Украины осталась без работы. Половина работающих потеряла половину зарплаты. Поэтому социологи должны уделать тревогам больше внимания. Смотрим на опрос Киевского международного института социологии. Там действительно говорится, что доходы упали вдвое, но при этом большинство населения считает, что это хорошо для экономики. Почему? Объяснение: "Это парадоксальное изменение в общественном мнении, как и другие значительные его трансформации, можно объяснить консолидацией и национальным подъемом во время войны".

Вы стали жить без будущего, но это хорошо, потому что консолидация и национальный подъем. Даже при Сталине во время Великой Отечественной никто бы не стал говорить, что проблемы – это хорошо, потому что "консолидация народа", и что народ это поддерживает. И, говорят социологи, начавшийся в 2015-м процесс национально-гражданской кристаллизации теперь перешел к процессу национально-гражданской консолидации, которая должна смениться полноценной евроинтеграцией. Знаете, я думал, что чеканные формулировки советского политбюро остались для нас в прошлом. А здесь переплюнули и их. От кристаллизации к консолидации и полной победе евроинтеграции. Но, правда, большинству жрать нечего.

Может быть, и сами украинцы верят этому? Все-таки военные действия. По опросам, более чем 17% семей Украины пострадало – у них есть погибшие и раненые. Может быть, они действительно поддерживают свои власти? Судя по опросам, рейтинги Зеленского на Украине – 90%. То есть общество целиком и полностью доверяет главнокомандующему. Возьмем ситуацию на пару лет раньше, когда после нескольких коррупционных скандалов рейтинг тогдашнего Зеленского упал до 20%. Почему такой рост? Но вот опрос социологической службы. Рейтинг прошлого года. Социологи попросили назвать фамилии людей, с которыми ассоциируется Украина. Никаких точных имен они не называли. Так что рейтинги – это понимание самих украинцев. На первом месте Тарас Шевченко – у него 64%. А вот Зеленский на втором – у него 30%. То есть после годовщины военных действий, после уезда всех, кто не захотел жить на Украине, после ухода российских регионов Зеленский набрал всего 10% к тем 20%. При тотальной и насильственной пропаганде. Вот это и есть те, кто на самом деле думает так, как говорит украинская пропаганда. А 70% остальных, похоже, думают как-то иначе. И понимают, что военные действия вовсе не приведут к победам Киева. Это люди, уставшие от войны и от того, что светлого европейского будущего на самом деле не будет.