Version: 0.1.0

Золото или штык: почему Африка надеется на Россию

Добров объяснил, как Россия стала главной надеждой Африки

Андрей Добров

Переворот в Нигере прямо в момент российско-африканского форума у многих из нас вызвал воодушевление. Растет российская Африка, все больше стран встают под наше знамя, не будет больше французам урана, зимой они замерзнут. На митингах в Нигере уже машут российскими флагами. Так или не так?

Нигер – это беднейшая страна в мире, которая поставляет во Францию уран, на нем работает четверть французских АЭС. Отказавшись от российского урана, Франция теперь не сможет выживать. Нигер также входит в ЭКОВАС – экономическое сообщество стран Западной Африки, которое зависит от французской экономики.

"Дело в том, что ЭКОВАС имеет уже опыт в разрешении таких конфликтов. Они в 2017 году или 2018 году действовали столь же решительно и радикально в Гамбии, до этого в Сьерра-Леоне. У них нет своих отдельных вооруженных сил, есть просто вооруженные силы стран – участниц ЭКОВАС, порядка 15 государств. Для них изменения подобного рода – насильственное свержение президента – достаточно неприятное обстоятельство, которое они пытаются погасить", – пояснил ведущий научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Щербаков.

Деньги в этих странах привязаны к евро. Вернее, к французскому курсу евро. Еще проще, они вообще не могут распределять свой бюджет, только с разрешения Франции.

"Главное – это экономические проблемы, социальные проблемы, на которые франкоязычные страны не могут без согласия французского государства, без согласия европейских и французских банков, не могут свои средства резервировать, выкладывать, планы строить. Они не могли никакой бюджет выделить без согласования в европейском банке", – рассказал профессор Московского международного университета, президент ассоциации "Союз африканских диаспор" Зенебе Кинфу Тафессе.

Свергнув нынешнего, вполне профранцузского президента Моххамеда Базума, военные, как в Мали и в Центрально-Африканской республике, кажется, сильно ударили по колониальной политике Франции. Но специалисты говорят, что это ненадолго. Военным тоже нужны будут деньги для страны. Контракты с Францией никуда не исчезли. Так что все вернется, и Франция снова начнет покупать уран у бедного Нигера.

"На примере многих африканских стран мы можем убеждаться не раз, что обещания быстро поменять курс неоднократно давались в разных ситуациях, но время, которое требуется, чтобы поменять курс – довольно большое. И Нигеру для того, чтобы перестроиться, для того, чтобы найти себе новых союзников, тем более установить с ними реальные торгово-экономические отношения, не говоря уже о политических, потребуется большое время и изрядное усилие", – добавил Николай Щербаков.

Мало того, отказ продавать уран Франции на самом деле был не решением, а просто ответом на желание Евросоюза заморозить все счета страны, чтобы военные вернули власть президенту Базуме. Удар на удар. Но все это пока психологическая борьба.

То есть военный переворот в Нигере – это просто очередное незначительное событие, которое ничего не поменяет в Африке, а уж тем более в мире? И зря мы с таким воодушевлением смотрим на это событие? Мало ли там было переворотов. Но теперь давайте посмотрим на ситуацию несколько шире.

Еще раз. Нигер – бедная страна, но продает уран в богатую европейскую страну, при этом даже еду жители покупают у французов. Потому что у них земля – это пустыня или полупустыня. Но давайте посмотрим на другую пустыню – Саудовскую Аравию. Однако там государство вложило большие деньги в сельское хозяйство и даже экспортирует часть продуктов. Саудиты тоже владеют только одним ресурсом – нефтью. Но почему саудиты только на нефти смогли построить процветающую страну, а жители Нигера живут в нищете? Может быть, именно потому, что они работают на французскую экономику, которой не нужны богатые африканцы. А вот бедные, способные жизнь положить за пару франков, очень нужны?

Поэтому сама идея жить под французами – это не самая лучшая идея для молодых африканцев.

"Новые поколения людей, возраст которых в среднем составляет около 25 лет, которые информацию такую же получают, как западные люди, как мы, как весь мир. У них появляется вопрос – почему мы хуже живем, почему плохо живем? Они ищут, кто виноват. В крайнем случае виноваты их лидеры, которые поддерживают с Западом коррупционные схемы, сырой материал отправляется. Поэтому недовольство – логично сегодня. Что изменения должны быть, любому человеку понятно. Надо же жить нормально", – отмечает Зенебе Кинфу Тафессе.

Давайте посмотрим на возраст жителей Нигера. Количество молодых людей здесь не просто сравнимо с количеством пожилых – молодых намного больше. Средний уровень жизни в Нигере очень небольшой, но женщины рожают часто. И вот эта масса молодежи должна понимать: если они не уедут в Европу бедными родственниками, то жизнь их будет такой же бедной, как у их дедов, родителей, и жизнь их детей также будет нищей. Оставаясь в прежней системе, они просто никогда не выберутся из нищеты. Здесь никогда не будет своей Саудовской Аравии.

То есть идеологически нам все понятно. Но понятно ли это самим жителям Нигера? Это мы все меряем с имперской колокольни. А африканцы ориентируются на тех, кто дает деньги: это были французы и американцы, сейчас это китайцы. Это мы понимаем, что деньги уходят совершенно конкретным людям, а население остается нищим. И мы понимаем, что сколько бы денег в Африке ни украли, это не спасет от гражданских войн, просто потому что гражданская война – это следствие нищеты. Что в богатых обществах могут быть дворцовые перевороты, но вполне себе спокойное население на них не отвлекается. Вон, в Германии к власти пришли сумасшедшие "зеленые", но у бюргеров это не вызвало ни паники, ни сомнений. И только теперь они вдруг начали понимать, что это был настоящий политический крэш.

И тут мы переходим к важному явлению. До Арабской весны Ближний Восток был разделен на сильные государства. Но вмешательство американцев, революции, а потом и движение ИГИЛ* превратило Ближний Восток в одну бесконечную территорию гражданской войны. Однако прекратить это смогла Россия. Не самое богатое государство мира. А мощное в военном плане.

Именно поэтому Россия в Африке – сейчас одна из главных надежд. Потому что Россия бьется на Украине против коалиции Запада. Наша победа – это победа не золота, а стали штыков. Как во времена Петра, Елизаветы и Екатерины мы доказываем, что можем управлять миром не монетой, а оружием. И это ломает весь нынешний пафос богатых стран. Всю надежду на деньги как единственный способ управления Вселенной. В реальности все так же, как и было. Не золото, а штык.

Именно поэтому в Африке такой интерес к России. Сможет ли она сломать колониальную систему и дать людям две вещи. Спокойствие и возможность торговать по правилам.

*террористическая группировка, запрещена в РФ