Version: 1.0.2

Гегель вернулся в мир с китайским прищуром

Андрей Добров
Андрей Добров – о том, как Китай принял философию Гегеля в государственном управлении.

Для того чтобы понять, что конкретно происходило в Пекине в начале этой недели, нам нужно уйти от нашего привычного политического словаря и перейти на язык философии. Причем философии в том числе и религиозной. И это не будет очень сложно.

Те, кто постарше, еще в школе учили принципы Гегеля. О том, что мир строится на борьбе противоположностей. Если проще, то соревнование западного капитализма и социализма СССР как раз и было той борьбой, в которой ковалось будущее планеты. Именно тогда появились атомные технологии, которые дали не только бомбы, но и электростанции. Именно тогда был создан интернет и так далее и тому подобное.

Распад СССР разрушил это творческое противостояние. Мир стал однополярным. И через тридцать лет стал разваливаться. И вот на этой неделе на саммите ШОС лидеры стран юга договариваются о создании новой системы глобального управления, которая будет противостоять так называемой глобальной демократии. Западные СМИ тут же написали, что Китай собирается вытеснить США.

"Это способ представить себя в качестве глобальной альтернативы послевоенной эпохе, в которой доминировала Америка", – отметили в публикации Daily Mail.

На самом деле никто не знает, что это за идея глобального управления, как она будет работать. Но Путин поддержал эту схему. Она снова создает конкуренцию на мировом рынке. Она в том числе основывается на теории Маркса об исторической диалектике, которую Путин изучал.

30 лет история стояла за креслом американского президента и подавала ему чай. Она не развивалась.

Лидеры стран ШОС решили снова двинуть историю вперед. Никто не хочет уничтожить западный блок. Он нужен как противник. Просто он должен понять, что его претензия на глобальное доминирование уже закончилась. Что нельзя санкциями управлять всем миром. И что есть теперь и другая сила. Которая способна защитить себя в военном плане. Это показывает и наша СВО. Это показывает и военный парад в Пекине. Но при этом новая сила готова не воевать, а торговать.

И Путин открыто сказал это на своей пресс-конференции в Пекине: "ШОС не призван кому бы то ни было противостоять. Мы не ставим перед собой такую задачу. И я хочу обратить ваше внимание на то, что в ходе дискуссий, в ходе двусторонних встреч, никогда, ни разу за эти четыре дня не возникало ничего, что можно было бы назвать конфронтационным началом".

Гегель вернулся в этот мир. Но только с китайским прищуром. И это важно.

Еще Мао Цзэдун, который отрицал Гегеля, принял структуру диалектики. Тезис, антитезис, синтез. То есть развитие через внутренние противоречия.

Далее Си Цзиньпин, как до него и другой китайский лидер Ху Цзиньтао, ввели в китайский коммунизм традиционные религиозные ценности. И внутри Китая изучают гармоничное учение Конфуция. А вот для внешней политики китайцы предпочитают даосизм. А в чем упрощенно идея даосизма?

В балансе инь и ян. Женского и мужского. Фактически это повторение правила Гегеля о единстве и борьбе противоположностей.

Но для Китая единство важнее, чем борьба. Поэтому Китай ввел понятие гармоничного мира. Мира сотрудничества. Именно он и лежит в основе союза стран Юга.

Однако такой гегелевский или, вернее, даосский мир требует другой системы управления. Китайцы считают, что баланс противоположностей требует управления. Например, никакого свободного рынка.

Фактически они делают то же самое, чем сейчас занимается Трамп со своими новыми тарифами. Меняет рынок. Потому что миром нужно управлять. Просто по-хорошему, понимая, что есть и другие важные игроки.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Гегель вернулся в мир с китайским прищуром