Version: 0.1.0

Технология политических побед и госизмен

Андрей Добров

После победы Дональда Трампа на выборах в западных СМИ появились материалы о том, что он выиграл благодаря технологии "Биг Дата". Что это такое? Компьютерные специалисты пишут программы, которые начинают систематизировать и анализировать данные всех, кто сидит в соцсетях. Что им нравится, что их беспокоит, что они едят, что покупают, какие фильмы смотрят и так далее. Автоматически создается портрет групп населения с одинаковыми запросами и проблемами. И им рассылаются агитационные материалы точно по их проблемам.

Эту технологию используют в интернет-рекламе. Хотите вы, например, устроить кровавую резню. И ищете в интернете бензопилу для покупки. И тут при каждом входе в интернет у вас появляется реклама разных марок бензопил.

Что такое "Биг Дата"? Например, если вы пользуетесь приложениями для смартфонов для вызова такси, вы раскрываете ваши передвижения. Если вы выкладываете фотографии из отпуска, вы раскрываете и свое место пребывания, и свои доходы – исходя из стоимости путевки. Фотографируете свою еду в ресторане? Уровень доходов и любимые продукты. Фото детей? Состав семьи. Ввязываетесь в споры по политическим вопросам – ваши идеологические пристрастия. Запомните, "Биг Дата" – система, которая знает о вас всё. Может использоваться как для рекламы, так и для политической агитации. Или для преступлений. Вы думаете, это в Штатах? Нет. Это создается сейчас по всему миру. В том числе и в России.

В России разработкой технологии "Биг Дата" занимаются несколько организаций. В их числе государственный Сбербанк. Так, в прошлом году 72 управленца Сбербанка уже сдавали специально организованный внутренний экзамен по работе с технологией "Биг Дата". Понятно, почему этим занимается Сбербанк: у него более 110 миллионов клиентов в России, то есть все данные по карточкам, покупкам и переводам. Плюс данные по юридическим лицам – как частным компаниям, так и госструктурам.

Если сюда присоединить технологии считывания информации из соцсетей, о которой я сказал выше, – вот уже готовый массив. Кроме того, Сбербанк предлагает через свою дочернюю структуру "Бизон" создать единую систему защиты и всех других банков от киберпреступлений. Таким образом получив доступ и к информации о платежах людей, не являющихся клиентами Сбера.

Впрочем, кроме государственного Сбербанка, это же предлагают и другие крупные игроки в сфере кибербезопасности. И как вы понимаете, главная опасность – если в такие системы проникают люди с корыстными интересами. И вот, на этой неделе в СМИ вдруг появились сообщения об очень интересных арестах.

Во-первых, замруководителя Центра информационной безопасности ФСБ Сергея Михайлова и майора этого же отдела Дмитрия Докучаева. Во-вторых, руководителя отдела расследований киберпреступлений компании "Лаборатория Касперского" Руслана Стоянова.

Все СМИ, писавшие об этих арестах, со ссылкой на свои источники, утверждают: Михайлов и Стоянов обвиняются в государственной измене. Других обвинений не звучало. Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 275 трактует государственную измену как шпионаж, выдачу иностранному государству, международной либо иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. "Лаборатория Касперского" официально уже заявила, что Руслан Стоянов арестован как частное лицо и к деятельности компании его арест не имеет никакого отношения.

Дело в том, что какая бы организация ни получила право на работу по технологии "Биг Дата", она непременно должна плотно сотрудничать с ФСБ. Именно с этим отделом по кибербезопасности. И именно с товарищем Михайловым. Получается, что ФСБ пресекла попытку раннего внедрения в систему "Биг Дата" целой группы злоумышленников, двое из которых работали в самом ФСБ. Мало того, СМИ утверждают, что один из участников этой группы, Руслан Стоянов, был автором печально известного вируса "Лурк", с помощью которого весь прошлый год совершались кражи в российских банках.

Интересное совпадение: в пятницу ФСБ сообщила о массированной хакерской атаке на крупнейшие российские банки в ноябре прошлого года. Им подверглись Сбербанк, "Росбанк", "Альфа-банк", "Банк Москвы" и другие. А Госдума в ту же пятницу приняла в первом чтении пакет законопроектов о безопасности критической информационной инфраструктуры. Максимальное наказание – 10 лет лишения свободы. Даже за один факт проникновения в государственную критическую инфраструктуру – например, в систему управления энергетики, атомной, ракетной или топливной промышленности – предлагают наказывать штрафом до 2 миллионов рублей. Или лишать свободы на срок в 6 лет.

Кстати, по данным СМИ, вирус "Лурк", который якобы написал Стоянов, собравший свою дань в российской финансовой сфере, теперь обнаруживают в системах европейских банков. И я вполне допускаю, что западные спецслужбы именно его и выдают за работу страшных государственных хакеров России, угрожающих демократии и выборам как в Штатах, так теперь и в Европе. А может, там сидят свои михайловы и стояновы, которые опасаются за собственные схемы проникновения в западные технологии "Биг Дата" и просто таким образом устраняют конкурентов. Эти две версии мне кажутся более правдоподобными, нежели все доклады американских спецслужб.