Родовая травма: зачем Порошенко понадобилась собственная церковь на Украине
Вчера в Киеве Петр Порошенко стал местночтимым святым. А как еще иначе его воспринимать — именно Порошенко объявил о создании Украинской поместной автокефальной православной церкви. Сокращенно УПАПЦ. Правда, это пока не точно — есть и другие варианты. УППАЦ. Или просто УПЦ. Впрочем, кажется, что на Украине не создают нового — все равно получается какое-то бандеровское УПА. Родовая травма.
Никого не смутило, что Порошенко вообще-то к церкви не имеет никакого отношения и не имеет по закону права вмешиваться в дела духовные. Впрочем, чего тут ваньку валять — понятно, что УПАПЦ — это политический проект. Упапцным главой — митрополитом объявлен архиерей из Киевского патриархата Епифаний Думенко
Конечно, главное во всей этой истории, как всегда, — деньги. Для Порошенко это возможность зарабатывать свои капиталы и на втором президентском сроке. Для Константинопольского патриарха Варфоломея, вдохновителя УПАПЦ, — способ получать доходы с огромной территории, которую он фактически записал в свой патриархат. Для всех остальных участников концессии — возможность перенаправлять денежные ручейки от приходов в свои карманы. Но для начала надо их захватить — а ведь большинство храмов принадлежит канонической церкви. В том числе три лавры. И отдавать их просто так никто не намерен.
Так, известный украинский боксер Александр Усик пообещал защитить монахов в случае захвата украинских лавр. Об этом он заявил в эфире телеканала "112 Украина". Пока что раскольникам удалось захватить только Винницкий Свято-Преображенский кафедральный собор. Всех священников УПЦ Московского патриархата изгнали сотрудники СБУ. Они не могут попасть в помещения епархиального управления. Силовую поддержку рейдерскому собору оказывали четыре тысячи полицейских, которые пасли стадо из привезенных под стены Софии бюджетников. И Служба безопасности Украины, которая сначала прессинговала священников канонической церкви, вызывая их на допросы, а в пятницу даже попыталась обманом доставить на шабаш в Киеве митрополита Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита. Правда, тот сумел уйти от опекавших его эсбэушников.
Меньше повезло пятнадцати другим архиереям: украинские СМИ сообщали вчера, что за день до собора в Киев были принудительно привезены пятнадцать епископов, которых заставили подписать верительные грамоты митрополиту Винницкому Симеону. Он — один из двух предателей УПЦ Московского патриархата, которые явились на собор. Причем именно Симеону прочили место митрополита Киевского в рейдерской этой УПАПЦ. Он большой друг Порошенко. В результате предательство канонической церкви не принесло Симеону главной выгоды. Но и сам Варфоломей не приехал в Киев. Почему? Именно Константинопольский патриархат разослал всем архиереям канонической церкви приглашения на собор, чтобы создать, как говорили при Горбачеве, кворум, видимость легитимности собора. Пятьдесят шесть вернули эти бумажки. Оставшиеся, вероятно, использовали их по другому назначению.
Я уверен, что стойкая позиция канонической Украинской православной церкви, те самые возвращенные приглашения сыграли тут большую роль. Наверняка Порошенко уверял Варфоломея, что все уже на мази... На елее, говоря по-церковному. Что не только раскольники типа Филарета из карманного Киевского патриархата или Макария из маргинальной Автокефальной православной церкви жаждут перейти под дрожащую руку константинопольского папы. Но и большинство священников канонической УПЦ Московского патриархата — в украинских и наших либеральных СМИ не раз писали, будто втайне они действительно готовы разменять веру на политику. Но пятьдесят шесть вернувшихся на Фанар приглашений — это истинное положение дел. И византиец Варфоломей просто решил отсидеться в Константинополе. Если Порошенко справится с ситуацией — будет ему и томос, и какава с чаем. Если нет, то виноват только он один. И вот Порошенко провозглашает создание УПАПЦ. Но провозгласить в Киеве под охраной полиции — одно, а втянуть в эту авантюру истинно верующих — другое.
При этом Порошенко не понимает одной очень тонкой вещи. Он все время декларирует стремление Украины войти в Евросоюз. Но как политики ЕС посмотрят на этот духовно-олигархический подвиг киевского президента? Ведь в толерантной Европе лидеры вообще не демонстрируют своих религиозных чувств. А так, чтобы президент объявлял о создании новой церкви... Это просто табу. Порошенко только что не смог добиться принятия новых антироссийских санкций из-за провокации в Керченском проливе — ЕС продлила старые санкции еще на полгода, но новых не приняла. Но вот этот финт с УПАПЦ... Это, конечно, что-то запредельное с европейской точки зрения. Конечно, вряд ли они осудят его публично, но перспективы поддержки Порошенко на выборах следующего года со стороны лидеров Евросоюза стали еще более туманными.
Русская православная церковь в первые же минуты, на мой взгляд, лаконично, но четко прокомментировала то, что произошло в Киеве: раскольники выбрали раскольника. А каноническая Украинская церковь Московского патриархата продолжит свое развитие несмотря ни на что.