Version: 0.1.0

Что такое настоящая китайская экспансия

Андрей Иванов
Насколько применим для России опыт модернизации Малайзии.

Россию часто призывают брать пример с других народов и стран, и в последнее время не только западных, но и обратить внимание на опыт государств Азии. Одной из таких стран, на которую россияне могли бы равняться, часто называют Малайзию. Мне пришлось почти неделю провести в этой стране, побывать в разных городах и селах, посетить деловой центр Джорджтаун на острове Пенанг и уже на основе личных впечатлений оценить применимость малайзийского сценария модернизации для России.

Отцом так называемого "малайзийского чуда" считается Махатхир Мохамад, возглавлявший правительство страны на протяжении 22 лет, с 1981-го по 2003 год. В этом году после политического кризиса, когда прошедшие в парламент партии не смогли договориться о кандидатуре премьера, "отец нации" 93-летний Мохамад в качестве компромиссной фигуры вновь стал руководителем кабинета министров.

В начале 1980-х Мохамад провозгласил курс на ускоренную модернизацию Малайзии. В качестве теоретической основы были выбраны китайские реформы Дэн Сяопина, преобразования в Сингапуре под руководством Ли Куан Ю. Название позже выпущенной сингапурским лидером книги "Из третьего мира в первый" стало лозунгом для команды реформаторов в Малайзии. Но получилось ли задуманное?

Согласно данным МВФ и Всемирного банка за 2017 год, Малайзия немного превосходит Россию по ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности ($29 тысяч против $28 тысяч). Только что стоит за этими цифрами, и все ли жители страны в полной мере пользуются результатами совершённых преобразований?

Увиденное лично говорит о том, что нынешнее малйазийское общество состоит из отдельных групп, которые различаются не только по уровню материального достатка, но и по образу жизни и мышлению.

Примерно 70% населения Малайзии сегодня составляют коренные жители страны — малайцы. Около 20% населения — этнические китайцы, ещн 10% — потомки выходцев из Индии. Сегодня, спустя почти 40 лет после начала реформ, можно констатировать, что единой гражданской нации в классическом понимании (один язык, схожее чувство патриотизма, близкие идеалы и устремления) в Малайзии так и не создано. Более того, разделение на этносы до сих пор сохраняется в законодательстве страны, по которому малайцы имеют существенные преимущества при поступлении в университет и трудоустройстве.

При этом, несмотря на преференции, записанные в правовых документах, малайцы до сих пор значительно отстают от китайцев в уровне благосостояния и образования. В начале декабря Махатхир Мохамад фактически признал провал идеи всеобщей модернизации, заявив, что коренные жители в большинстве своем так и не смогли добиться большого успеха в жизни. По словам премьера страны, в то время, как представители других народов стремятся получить образование, осваивают новые технологии, малайцы до сих пор побаиваются больших городов и предпочитают держаться традиционного сельского образа жизни.

Правота слов Мохамада видна в Малайзии буквально на каждом шагу, уже во время пересечения границы. Благодаря законам, дискриминирующим немалайцев при приеме на работу, практически все полицейские, пограничники, таможенники, военные и чиновники представляют коренной народ. Люди в форме не спеша рассматривают паспорта прибывших в страну иностранцев и умудряются совмещать постановку штампов о прибытии с поглощением пищи из пластиковых тарелок. Зато у пограничников хорошо получается брать взятки. Водитель нашего минивэна предупредил, что каждый турист должен заплатить по два рингита (около 30 российских рублей). Сумма небольшая, но если не отдать, то автобус в поисках запрещенных к провозу вещей могут досматривать полдня, на что формально стражи государственных рубежей имеют право.

Подавляющее большинство малайцев исповедуют ислам. Во время призывов к молитве, раздающихся с минаретов, на улицах городов можно увидеть толпы людей, спешащих в мечети. Практически все женщины-малайки носят длинную одежду и платки на головах в соответствии с мусульманскими канонами.

Многие малайцы явно имеют лишний вес и отличаются неторопливостью. Даже пляжные кафе, которые держат малайцы, открываются только в 12 часов, когда немалая часть отдыхающих уже ушла по домам от палящего солнца.

Живут малайцы преимущественно в небольших квартирах малоэтажных домов, которые иногда спроектированы весьма причудливым образом. Мне, например, в Джорджтауне пришлось жить в малайской гостинице, в которой был всего один номер с окном. Я не предусмотрел этого факта при бронировании на популярном интернет-сервисе и был вынужден жить в тесной комнате, похожей на каземат, в котором быстро перестаешь чувствовать наступление дня и ночи. Перемещаются малайцы на небольших автомобилях или на мотороллерах, которые традиционно популярны во многих азиатских странах. Чувствуется, что большинство малайцев не могут похвастаться богатством.

Маленькая Индия

Еще хуже материальное положение у индийцев. Многие из них обитают в жалких и грязных лачугах с одной комнатой, умещающей большое семейство. Зато выходцы из Индии отличаются повышенной религиозностью, характерной для их исторической родины. У многих на лбу пятнышки краски, говорящие о недавно совершенной молитве. В часы вечерней службы индуистские храмы, которых в том же Джорджтауне немало, буквально забиты мужчинами и женщинами разных возрастов.

В квартале Джорджтауна, который так и называется "Маленькая Индия", много разнообразных закусочных, в них готовят исключительно традиционные индийские блюда, которые посетители предпочитают есть руками, обходясь при поедании риса и различных соусов без ложки, вилки или палочек.

В "Маленькой Индии" популярны магазины с традиционной индийской одеждой и лавки с бижутерией "под золото". Когда видишь огромное количество блестящих украшений, которые можно купить за несколько сот рублей, понимаешь, откуда на фотографиях в географических журналах у индийских женщин столько "золота" в нищих деревнях.

Не меньшим спросом, чем всевозможные подвески, кольца, серьги и бусы, пользуются диски с индийскими кинофильмами. Завлекающие покупателей торговцы включают колонки с песнями из продаваемого кино или популярной индийской эстрады на полную мощь.

Своими силами

Совсем иначе живут китайцы. В качестве главного приоритета в жизни молодые люди считают получение высшего образования и заработок хорошего состояния. Сегодня им принадлежит большая часть всего бизнеса в стране. Китайские рестораны радуют посетителей китайской и европейской кухней, чистотой, вышколенным персоналом.

Живут китайцы в квартирах небоскребов, которые строят в Малайзии по образцу многоэтажек больших городов Поднебесной. Многие китайцы ездят на дорогих машинах.

Но самое главное, что китайцы практически не обращают внимания на традиции и чувства других народов. Вывески китайских заведений написаны иероглифами и продублированы на английском, чтобы были понятны иностранцам. Писать на государственном малайском языке владельцы-китайцы не считают нужным. Тем более что для посещения китайских кафе у большинства малайцев нет денег, а если их и берут на работу в те же кафе, то редко доверяют даже должность официанта, посылая лишь наводить чистоту и разгружать грузовики с товаром.

Но если малайцы могут заработать на жизнь хотя бы такой работой или на госслужбе, где чувствуют себя хозяевами положения, то на что живут индийцы, остается только гадать. На улицах городов можно встретить индийцев, ночующих прямо на тротуаре и занимающихся попрошайничеством.

Экономическое доминирование китайцев во многом определяет их повседневное поведение и отношение к другим национальностям. Рядом с мечетями, откуда выходят с молитвы малайцы, стоят китайские ночные клубы с грохочущей западной эстрадой и китайским роком, у входа тусуется модно одетая молодежь и проститутки в вызывающих нарядах, в меню таких заведений много алкоголя и блюда из свинины. В повседневной жизни китайские женщины носят открытые платья и мини-юбки, будто бросая вызов традиционным устоям малайцев.

Кстати, многие китайцы в Малайзии не придерживаются атеистического мировоззрения, как это принято в Поднебесной. Они строят все новые и новые католические костелы и протестантские кирхи. Несколько необычно видеть под крестом, возвышающимся над молельным домом, несколько рядов иероглифов. Но самое главное, что, несмотря на наличие малайзийского гражданства и приобретенную религиозность, китайцы продолжают считать своей отчизной Китай, на государственном языке которого говорят и читают газеты.

У ней особенная стать

Из того, что увидел лично, могу признать, что в Малайзии состоялась модернизация, которую начал Махатхир Мохамад. Только произошла она не для всех, и прежде всего, не для коренных жителей.

Тем, кто говорит о применимости чужого опыта к России, хочется сказать, что и в современной России можно было бы в короткие сроки провести преобразования, пригласив в страну десятки миллионов иностранцев. Например, тех же китайцев.

На протяжении последних, наверное, двадцати лет в России часто можно услышать разговоры о медленной экспансии Китая на Дальнем Востоке. Однако объективно там их не так много, а те, что прибывают, уважают традиции местных жителей. Что такое настоящее доминирование китайцев, хорошо видно на примере Малайзии.

На военном параде в Пекине в честь 70-летия окончания Второй мировой войны и победы над Японией китайская армия показала новые образцы техники. По мнению специалистов, представленные образцы говорят о стремлении Китая расширять свое влияние исключительно в Юго-Восточной Азии. Как говорится, и хорошо. Мы готовы дружить с Китаем, обладающим богатой культурой и древней историей, лишь бы он не направил свой взгляд на Север. А уж модернизацию и прочие преобразования мы сможем провести своими силами.