Version: 0.1.0

Спецоперация на Украине – борьба за новый миропорядок, новый уклад

Дмитрий Чистилин
В победившем в результате окончания холодной войны американском укладе есть один главный минус – всегда нужны изгои, за чей счет живут «достойные».

События на Украине – суть отголосок тектонических процессов в мире, которые поменяют и его конфигурацию, и его отношения, и жизненный уклад простых граждан.

Искать аналоги в мировой истории бесполезно, поскольку мы имеем дело с другим укладом общества уже сегодня, а завтра этот уклад поменяется еще более.

Борьба за земли

Возьмем Первую мировую войну, где империи – Германия, Россия, Австро-Венгрия – требовали дальнейшего расширения территорий, поскольку отсутствие расширения вело к кризису этих государств, застою их элиты. Их притязания не были удовлетворены, но по результатам войны в этих странах изменился уклад, совершилась промышленная революция, возникла новая культура и отношения между людьми. До этого основной ценностью было владение земельными угодьями. Человек считался состоятельным, если владел имением, на худой конец участком земли, способным его прокормить, и именно за земли и владения начались сражения на фронтах.

Но война привела к неожиданным результатам. Общества перестали быть сословными, коммунисты и фашисты получили головокружительные социальные лифты, росло количество рабочих на предприятиях и сами предприятия. Советская коллективизация не могла не произойти. Дав крестьянину осуществить свою мечту о куске земли, коммунисты эту мечту обесценили. Сами по себе куски земли не могли прокормить каждого желающего, в селе росло количество бедноты и зажиточных кулаков, что чревато социальным кризисом.

Колхозы создавались по принципу не усадьбы или хутора, а по принципу промышленного предприятия. Их основная ценность была не в том, чтобы иметь надел земли любой ценой, а быть накормленным, иметь свою долю в общем доходе.

Германия тоже становилась одним большим производством, но этому производству не хватало сырья.

Борьба за сырье

Следующая война пошла уже за сырье. Потому и велась преимущественно на территории СССР, поскольку именно там германская государственная машина хотела получить сырье. Опять же, ничего не вышло, но уклад поменялся.

Победило не только советское оружие и советский солдат, но победил советский уклад, который передали Центральной Европе. Этот уклад эффективнее всего помогал избежать голода и болезней, поскольку предприятия заботились о каждом члене своего коллектива. Нацисты делили людей на сорта, что уменьшало количество заинтересованных в этом укладе, вот он и обанкротился.

Потребление: рост VS контроль

После Второй мировой войны началась конкуренция между советским и американским укладом. Ценностью советского уклада была должность, которая обеспечивала хорошее снабжение. Это необязательно номенклатура, может быть и ставка рабочего на престижном заводе, где снабжение – лучшее в регионе. Американский уклад совершенно другой, его основа - деньги. Советский уклад системно ограничивает потребление, поскольку кормить нужно всех, а американский всячески его стимулирует.

Советский человек получает важнейшие товары от начальства (квартира, путевка на отдых, автомобиль), которое его таким образом поощряло к работе (или еще за что-то). А вот у американца основой его жизнеобеспечения был счет в банке. То есть советский человек подчинялся чиновнику, а американец – банкиру.

Советский чиновник имел больше власти над гражданином, но и нес большую ответственность, банкир не имеет над гражданином такого тотального контроля, но и ответственность за него несет значительно меньше. Советский уклад очень хорошо показал себя в военное время, но споткнулся о время мирное, когда рост потребления не осуждается, а приветствуется.

Распад СССР – это в первую очередь уничтожение советского уклада, уничтожение ограничения потребления и переход к американскому укладу. То есть должность теперь не играет роли, важен твой счет в банке, основной ценностью становятся деньги. Имея долларовый счет, гражданин может считать себя защищенным. Именно эта американская система приводит к информационному обществу.   

Вечный поиск изгоя

Победа общества потребления сделала США мировым гегемоном и центром управления миром. И какие бы красивые слова ни говорили идеологи этого уклада, он борется только за одно право – право бесконтрольно потреблять. Но вот беда, бесконтрольно потреблять все без исключения не могут в принципе. Значит, нужны изгои, на которое общая свобода не распространяется. Например, коммунисты, гомофобы, антиваксеры и агенты Путина. Раз есть богатые и богатство – идеал, то должны быть и бедные. Либеральное объяснение – что раз бедные, то ленивые и глупые, – хромает, вот и появляются «дополнительные опции».

Общество американского уклада не такое свободное, как себя позиционирует. Оно постоянно ищет, кого отодвинуть от кормушки. Сначала от кормушки отодвигали черных, теперь вот белых. Ранее надо было быть антикоммунистом, теперь – гомосексуалистом.

В этом поиске изгоев Россия была очень удобным объектом. Украина, а ранее Прибалтика, стала полигоном для объявления России и русских изгоями. И тут выступает сказка, что россияне страшно завидуют украинцам, которых Запад пригрел и жить научил, но россияне такой хорошей жизни не заслужили. И тут различные варианты – пусть россияне живут в гетто, а то и вовсе не живут.

Фашизм всегда побочное явление такой системы. Денег-то можно напечатать много, а вот реальные блага конечны. А когда дело касается личной выгоды, то американский уклад плевать хотел на справедливость, законность и демократию. И дело именно в укладе, ведь ограничение потребления при нем является преступлением. А, скажем, достойный конкурент или социальная справедливость может это потребление ограничить. И тогда система оболжет конкурента и объявит справедливость несправедливостью.

При этом Россия и русские не являются чем-то эксклюзивным, поскольку изгоями могут быть евреи, сербы, китайцы, иракцы и арабы (да кто угодно, блондины, например). Если у вас есть нефть или что-то не менее ценное, если вы не разделяете наш уклад, а мы точно знаем, что это так, если вы стоите на дороге НАТО, то вы будете наказаны путем отъема ценностей.  

Богатые устанавливают правила

Если невозможность всем владеть землей и людьми списывали на недостаточную благородность, то как объяснить, что деньги должны быть не у всех? Сначала был тезис, что бедные люди недостаточно умны (интеллект). Но оказалось, что далеко не все богатые интеллектуальны. Тогда начали говорить об энергичности и предприимчивости (воля). Но и тут оказалось, что далеко не все богатые обладают этими качествами. То же произошло с эмпатией (эмоции) и интуицией (ощущения). Не получалось из богатых сделать сверхлюдей, достойных сверхпотребления.

Вот тогда исторический процесс и пошел по пути, что богатые - те, кто устанавливают правила. Неважно какие, пусть абсурдные, но устанавливают, а мир им подчиняется. Именно это и дало прорыв информационным технологиям. Пока в СССР грезили освоением космоса, Арктики, глубин океана, американский уклад осваивал методы информационного управления людьми – реклама, политтехнологии, система подачи новостей и новые коммуникации.

То есть, пока СССР думал, как дать человечеству больше простора для реализации, США решали, как этим человечеством управлять. Но мы помним, что это управление должно оправдать сверхпотребление определенной части общества.

Если в старом укладе одним принадлежала земля, а другим – возможность на ней работать, в американском одним принадлежали банки и активы, а другим возможность делать им прибавочную стоимость, то теперь одним принадлежат не только активы, но и способ мышления, а другие, если его поддерживают, имеют право существовать. А вот если нет, то и не имеют вовсе.

Ведь за что США сегодня наказывают Россию? За то, что требует положения в мире, которое Штаты считают чрезмерным, поскольку уверены в своем праве определять положение каждой стране. А чем наказывают? Снижением потребления, тем, что считают самым ценным.

Вокруг России давно создается информационная среда, которая обесценивает ее национальную ценность, мудрость народа, ее вклад в историю и культуру. И это не просто здоровая критика и меткая сатира, а сигнал, что Россия в этом мире многое не заслужила, и ей не стоит рассчитывать на серьезное место в «международном сообществе».

Война укладов   

Война на Украине – это, кроме всего прочего, война укладов. Украина полностью перешла на американский уклад, приняв деньги (доллар) как высшую ценность. Этот уклад распространялся с Запада страны на Восток, где еще силен был промышленный уклад. Новый уклад высокомерно относился к работникам промышленности, шахтерам и вообще людям труда. Идеалом этого уклада является вообще не работать, тем более - руками.

Фактически рабочий Восток вступил в войну с вестернизированым Западом, который активно поддерживается информационной пропагандой. Можно сказать, что сторонники киевского режима фанатически воюют за право не работать руками, не быть рабочими и шахтерами.

Еще в СССР от промышленного уклада массово из заводских городков и колхозов в бюрократию, торговлю и науку бежали люди, не обладающие особыми способностями, но желающие хорошо устроиться. Сегодня неофиты американского уклада из Украины воюют за право бесконечно потреблять, и они согласны за это право, за этот уклад на что угодно, в том числе на массовые убийства «неверных». А язык, национальность и культура только предлог, поскольку они не сильно вдаются в подробности, что это такое.

Проблема в том, что американский уклад широко представлен уже и в России. Поэтому заметная часть российского населения более на стороне Украины, чем соотечественников. Для них промышленный уклад - позор, пережиток, ужас ночного кошмара.

Но и западная сказка тоже начинает разбиваться на глазах. Западные санкции разбили веру в доллар. Оказалось, что капиталы, выведенные из России за рубеж, могут отнять без каких-либо внятных причин. Конечно, огромное количество граждан хотели бы вернуть все назад, но пути назад изначально нет, система должна делать кого-то изгоем, иначе работать не будет.

И теперь вопрос – возвращаться к образу жизни в СССР? К промышленному укладу? Но это требует иных ценностей. Для промышленного уклада человек, живущий потребительским укладом, аморален: он хитер, хвастлив, безответственен и в профессиональном понимании полный ноль. Его способность манипулировать другими - не положительное качество, а отрицательное.

Сам же человек промышленного уклада развивается совсем в другую сторону, что способствовало ранее освоению космоса, Арктики, фундаментальной науки. Такой тип ближе не к православному христианину, а к модели советского человека, хотя принципы советского человека не противоречат православию. Вопрос в другом – возможно ли вообще выйти из массовой психологии стяжательства и алчности и сколько времени и средств на это потребуется.

Возвращение к советским ценностям и классическому православию – это все же дорога назад. Другие дело, что и православие, и советский менталитет явно помогают в условиях крушения потребительского уклада. Только вот оба этих уклада беззащитны перед информационной атакой Запада. Значит, нужно делать новый уклад, на основе хороших исторических традиций.

По Украине хорошо видно, что современный славянин без православной и советской этики превращается в нациста. И механизм этого превращения понятен – он хочет быть избранным, сверхпотребителем. И что делать с этим человеком, если таких миллионы? В свое время язычникам предлагали христианство, и люди становились другими. Германию не просто разбили, а дали ей другой уклад, другой образ мыслей, способ жизни, смысл. И об этом надо помнить, если Россия хочет одержать победу над потребительским укладом Запада.