Version: 0.1.0

Мы без них – не Россия

Дмитрий Ледовской

Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов!
Севастополь, Севастополь –
Гордость русских моряков!
П. Градов.

"По врагам России – без промаха! – весело заявил мне сосед по каюте, морской артиллерист, старший лейтенант Абр-ко. – Стрельбы прошли на пять. Могу теперь и приспнуть минут на шестьдесят…"

Мы служили на БРК (большой ракетный корабль), который базировался у Минной стенки, почти в центре Севастополя. В этот же осенний день 1969 года, после учебных стрельб в Черном море, наш БРК отправился к родному причалу, домой, в Россию, хотя Крым уже по волевому и неумному решению Хрущева "принадлежал" Украине с 1954 года. Для офицеров морского флота, да и всех военных моряков СССР, Крым оставался частью России.


Фото: Wikipedia

Я был московским школьником, когда был обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма в ведение Украины. Смутно помню телерепортаж, поднятые руки за и помню, как мой отец, честный большевик, бегая по нашим двум комнатам в Доме полярников, восклицал: "Зачем, зачем Хрущ это сделал? Неужели Аджубей (в то время зять Хрущева и "по совместительству" главный редактор газеты "Комсомольская правда") не подсказал Никите, что это авантюризм, ошибка!"

Не подсказал Алексей Аджубей ничего могущественному тестю, да вряд ли подсказка подействовала бы на упрямого генсека ЦК КПСС, хозяина СССР.

Хрущев вообще редко слушался голосов своих соратников, а уж тем более родни. Отметая все возражения, он "подарил" не только Крым и Севастополь украинцам, но и Порт-Артур китайцам (май 1955 г.). А оба морских города были так залиты кровью русских солдат и матросов, что могли навечно обозначаться на карте яркой красной краской. Но отставим в сторону все – и несколько версий, почему было решено передать Крым Украине, и безмолвную покорность решению партийного вождя властных структур, и подавленные в душах россиян, особенно моряков, сомнения и отчаяние, оставим одно: насколько правомерно было решение отдать целый полуостров с мощной военно-морской базой, десятками городов, русским населением Украине?

В компетенцию Президиума Верховного Совета СССР такого права не входило! Были ли в СССР законы, позволяющие так беспардонно решить судьбу граждан российской территории? Не было! Был ли проведен референдум среди населения СССР и, особенно, Крыма, чью судьбу так лихо решили одним указом? Не было! Даже простого анкетирования среди жителей Крыма не было проведено. Передали – и все тут! Нетрудно догадаться, в какой республике хотели бы жить 75% русского населения Крыма из миллиона с лишним его граждан. В Порт-Артуре ситуация, конечно, другая. Если Порт-Артур все-таки был городом на чужой территории, в чужой стране, то роднее нашим российским душам города-героя Севастополя не было ничего. А то, что именно Севастополь был и есть душой полуострова, его главной красой и силой, знали и понимали все, даже наши противники в те и нынешние времена.

Умный, глубоко мыслящий политический деятель понимает, что ничего в мире нет вечного. Верхогляд, волюнтарист этого понять не может. Вера в вечность СССР, коммунистического режима, торопливость подвели Хрущева. Его решение оказалось миной замедленного действия, стало камнем преткновения между Россией и Украиной, источником страданий и опасностей для жителей этого региона.


Фото: comunismulinromania.ro

И когда заскрипел, разваливаясь на части, СССР, у многих политиков возник вопрос: а что произойдет теперь с Крымом? Вернется он в Россию или останется с Украиной? Какова будет судьба Черноморского флота?

Крым не просто территория суши, с трех сторон омываемая морем. Это крепость. Форпост страны, грозный и недремлющий, часовой на страже черноморских границ России. Тот, кто владеет Крымом, контролирует всю акваторию Черного моря. Это понимали славные российские адмиралы Федор Ушаков, Павел Нахимов, Дмитрий Сенявин, Николай Кузнецов, понимали императоры и политические деятели всех времен, понимали и простые россияне, яростно сражавшиеся за Крым и Севастополь в ходе Крымской войны (1853-1856 гг.), Великой Отечественной. В каждой войне против Крыма воевали армии нескольких стран, с громадным превосходством в технике, вооружении, численности. И каждая война, смерть и страдания, поражения и победы все прочнее связывали Россию с ее полуостровом, великим Севастополем.

Я помню, как во время исполнения песни "Легендарный Севастополь" на одном из праздников плакали, не стесняясь своих слез, пожилые и не очень пожилые женщины, жительницы столицы Черноморского флота, вскормленной и вознесенной всей страной, всей ее историей.

Украину называли еще совсем недавно "житницей", а Крым – "здравницей" страны. "Житница" выглядело сомнительно – Россия давала зерна несравнимо больше, а вот понятие "здравница" было оправдано. На полуостров ехали отдыхать и поправлять здоровье со всех республик страны, со всех уголков необъятного СССР. А еще раньше он был спасителем для хворающих Антона Чехова, Максима Горького, Михаила Булгакова, других корифеев отечественной литературы. Он был культурным центром именно России, даже находясь в составе Украины, а уж ранее в Ялте, Гурзуфе, Феодосии собирались поэты и писатели, он привлекал художников, гениальный Айвазовский несколько десятков своих картин написал на берегах Крыма. Виноградники полуострова славились на весь мир, крымское вино было великолепным по своим качествам.

Незаконная "майдановская" власть словно забыла о Крыме, практически развалила хозяйство полуострова, обрекла на нищету его население, посеяла вражду между разными этническими группами, национальностями территории. Сейчас в экономику Крыма вкладываются немалые государственные средства, воссоздается сельское хозяйство, системы водо- и электроснабжения.


Фото: соцсети

И все это делает Россия, те ее сыны и дочери, которых украинские националисты презрительно называют москалями, а еще чаще – клятыми москалями. А ведь слово "москаль" я ни разу не слышал во время своей морской службы в 60-е годы, хотя свободное время на берегу проводил среди местных жителей, где были и украинцы, и белорусы. Отличный русский язык царствовал здесь повсеместно, почти без сленгов, язык жителей российского полуострова, российского флота. При этом в школах преподавали и украинский язык, не предавали его остракизму и забвению, как всеми силами пытаются это сделать с русским языком сейчас на Украине. Крым и Севастополь создавали реальность безопасности, открытости, дружбы и взаимного уважения.

И еще о языке: кратковременное (в историческом разрезе и сроках) пребывание Крыма в составе Украины не принесло особых изменений в разговорную речь населения. Крымчане, в основном, говорят на русском языке, как и жители восточных и юго-восточных областей Украины.

Я заметил одну примечательную особенность русской истории. Почти в любом значимом событии страны участвовали Крым и Севастополь. Создание флота, морские сражения с турками, Русско-турецкая война,

Крымская война, Гражданская война, Первая и Вторая мировые войны, Ялтинская конференция, послевоенные строительства... Даже ГКЧП (Форос) "отметился" в Крыму. Экипажи военных кораблей ЧФ, сойдя на берег, смело сражались при защите Ленинграда, в Сталинградской битве. Понятие "черноморский моряк" служило и служит символом мужества и честности. Будучи частью большой России, Крым и Севастополь были значимы, играли заметную роль в жизни государства всю его историю.


Фото: соцсети

Вернувшись в свою страну, став ее субъектами, Крым и Севастополь вновь взошли на стратегические позиции, позволяющие России еще более окрепнуть на южных границах. И не только окрепнуть. Чем плохо снова стать всероссийской здравницей, всероссийским курортом? Уже в этом году многие россияне некоторым курортам Средиземного моря предпочли крымское побережье, туристские тропы в окрестностях Керчи, Судака, Бахчисарая, Херсонеса, Канаки, Кацивели. Словно две птицы феникс, сказочные полуостров Крым и Севастополь воскресли в объятиях своей большой Родины, и друг без друга их представить невозможно. Они – Россия.