Хохлы и кацапы – братья навек!?
Истоки нынешней яростной русофобии, развязанной в украинских СМИ, заявлениях властных чиновников самого высокого толка, во всей общественной жизни "незалежной" республики искать нелегко, хотя проследить ее путь достаточно просто.
Иногда кажется, что в толковом словаре В. Даля кроется некий ключ к разгадке ксенофобной истерии наших братьев меньших ко всему русскому. Например, там, в словаре, понятие "кацап" определено так: "…прозвище, данное малорусами великорусам… означает большей частью русского солдата, военного". Отметим "малорусами великорусам" и "русского солдата, военного". Гораздо обширней объясняется понятие "хохол": чуб, клок шерсти, волос, перьев на голове, взбитые вверх надо лбом, прическа хохлом, клок долгих волос на темени, оселедец и, отметим снова – малоросс!
Эти два, в общем, забавных слова, тем не менее делили нас на великороссов и малороссов, на Украину и Россию, делили давным-давно. А в недавнем прошлом звучали они чаще всего в разговорной речи, произносились с легкой иронией, чаще – шутливо, нередко с теплотой. Вспомним чудесный, светлый, образ Хохла из романа М. Горького "Мать". Я помню бесчисленные встречи, застолья, дружбу в Киеве, Одессе, Херсоне, Житомире, Львове, во многих городах и селах России, в Заполярье, на службе в военно-морском флоте, с украинцами всех возрастов, но не помню антагонизма, связанного с принадлежностью к двум народам.
Не делили мы вообще себя на разные народы. Кацапы и хохлы были вместе в дружбе, службе, на работе и отдыхе. Слово "москаль" в наших разговорах почти не звучало, но я слышал его чаще, когда приезжал в западные районы Украины, в Ясенях, Яремче, Львове. Слово это, согласно объяснениям этимологов, созвучно "москвич", означает к тому же "русский" и "солдат"! Тоже как будто незлобивое словечко, но посмотрите-послушайте, как яростно и злобно оно звучит в устах разъяренных украинских националистов, в устах детей, кричащих "москали – на ножи", "москаляку на гиляку" и т. д.
Это нас с вами на ножи и в петлю на ветку, нас – россиян. Кстати, "москаль" часто звякает и в устах поляков. Вечные враги со времен Тараса Бульбы – поляки и украинцы – объединились в злобе к России. Союз противоестественный, временный и явно в коричневой, нацистской окраске.
Противостояние между украинцами и русскими было всегда. Было еле тлеющим, не массовым. Находясь в составе царской России, СССР, украинцы испытывали некий дискомфорт от психологического состояния "младшего брата", от насмешек в адрес "щирых украинцев", от шуток над языком малороссов со стороны великорусов. А ведь подшучивали над "хохляцким говором" и М. Булгаков, и К. Паустовский, и даже Н. Гоголь. Украинцы были убеждены, что Москва (центральная власть) обделяет их вниманием, средствами, ущемляет в правах, забирает урожай и т. д. То, что во все времена общей жизни Украина получала дотаций, трансфертов, строек, больше всех республик СССР – не принималось всерьез младшим братом. Но, повторяю, противостояние, некое соревнования, были без резких политических противоречий, войны и ненависти.
Взрывы отношений были только во времена великих смут: в 1917-1920 годах и в наше время, после революций, смены власти. Как и во всем мире, мутную волну ненависти, основанную на национализме, поднимает агрессивная, как будто ничтожно малая, часть украинского общества. Она будоражит сознание обывателей их исключительностью, принадлежностью к какой-то элите, национальным превосходством, особенно над "клятыми москалями". Сознание этой исключительности упорно прививал, и кажется, привил, в украинском народе некий Михаил Грушевский, бородатый (бородатее, чем Карл Маркс) псевдоученый, родившийся в Царстве Польском в 1866 году. Этот историк в своем десятитомном труде "История Украины-Руси" утверждал, что украинцы – особый этнос в отношении других восточных славян. Недаром бывший президент Украины В. Ющенко заявил как-то, что он "не хочет быть ни хохлом, ни малороссом". А кем же? Грушевский считал украинцев гегемоном по отношению к населению Киевской Руси. Пытался он и доказать, что слово "Украина" произошла не от русского "окраина", а от "укров" – древнего, маленького, злобного и очень нелюбимого соседями варварского племени, которое Грушевский считал прародителем всех славян.
Работы бородатого и крикливого (об этом свидетельствует его деятельность на посту 1-го председателя Центральной рады Украины в 1917-1918 годах) Грушевского стали знаменем, научным прикрытием украинских сепаратистов, вышедших на Майдан, свергнувших законно избранного президента, поставивших во главе угла не только борьбу, но и уничтожение России. Недаром в Киеве одна из главных улиц носит имя Грушевского. А из жизни он ушел в России (РСФСР) в 1934 году, в Кисловодске, имея ученую степень академика (!) АН СССР, что похоже на издевку над русской исторической наукой и демонстрирует полный идиотизм тогдашнего руководства Академии наук СССР. Хотя это укладывается в концепцию АН СССР, раздающей звания окраинным ученым, дабы проявить свое внимание к провинции, "меньшим братьям по научному разуму", поддержать их в любых научных устремлениях. Довлел и лозунг вечной дружбы украинского и русского народов.
Нацизм в любой стране нуждается в моральном прикрытии. Мол, почему это "мы лучше всех", почему это "мы имеем высшее право судить и уничтожать", и еще тысячу раз почему… У гитлеровцев это были "Майн кампф", теория расового превосходства, у украинцев – работы Грушевского, наделявшие их этническим величием, доказать превосходство которого над всеми славянами мешает только Россия.
В глазах мирового сообщества, истинных ученых, историков ни одна нация никогда не докажет свое превосходство над другими народами. Это "превосходство" можно доказывать только силовым путем, взятием власти. И тогда, для сохранения ее, нацистам, пришедшим к этой власти, нужен страх. Иначе им не уцелеть, не остаться наверху. Этот всеобщий страх стал насаждаться и властвовать над Украиной уже после Майдана, умело вспыхнувшего под горячим, зажигательным руководством США, суетливо, но эффективно воспользовавшихся ошибками бездарного правления В. Януковича.
"Правый сектор" и нацистские батальоны "Донбасс", "Днепр", "Азов", "Айдар", "Киев", "Кривбасс" уже давно взяли на себя карательные и усмирительные функции. Страх поселился в Одессе, Киеве, Херсоне, Харькове. Меня поразила одна парадоксальная фраза пожилой одесситки, прозвучавшая так: "При немцах тоже страшно было, но мы знали, как себя вести, чтобы уцелеть, а такого бесправия, беззакония, как сейчас, мы не знали. Мрак какой-то..." Мрак – лучше не скажешь. И это при том, что большинство взрослых украинцев, преимущественно в восточных и юго-восточных областях своей страны, с симпатией относятся к России, говорят на русском языке. Это про них сказал один из украинских политиков: "Да у нас полно тех, кто цветами и аплодисментами встретит русские войска".
Но происходит нечто страшное с их детьми. Оголтелая, беспрерывная агитация против России, постоянное "промывание мозгов" политиками, СМИ, потоком льющаяся геббельсовская ложь, распространяемая во всех сферах общественной жизни, делают свое "коричневое" дело. При общении с молодыми украинцами я сталкивался не только с их полным невежеством в знании общей истории двух стран, но с незнанием современных реалий. Многие убеждены, что в России идет гонение на украинцев, их везде увольняют, что у нас голод в связи с санкциями, абсолютно не верят, что в российских ТВ-дискуссиях принимают участие украинские политики и журналисты.
Разубеждать очень сложно – мощная официальная пропаганда стала почти железным занавесом, некоторые из юнцов уже насыщены бессмысленной злобой против нас и, что является основой торжествующего невежества, не хотят слышать оппонентов, голос разума и фактов. Даже на явный абсурд запрещения гастролей некоторых артистов РФ они реагировали примерно так: "Усе правильно, геть москалей"…
С одной стороны, громадное количество всяческих подобных запретов от властей Украины, вечно дерущихся депутатов Рады, говорит об их собственной слабости, боязни любого воздействия на народ, с другой стороны – отравляет сознание простых обывателей мыслью, что "опасна и вредна даже культура России для Незалежной". Это относится и к книгам, кинофильмам и спектаклям. Забавно, но фразу Гоголя о "русской силе", обращенную к подвигу Тараса Бульбы, они, молодые украинцы, или не знают или же утверждают, что написана она об "украинской силе".
Разочарование в нацизме, к сожалению, происходит чаще всего при силовом, военном разгроме фашистов, когда уничтожается их власть, исчезает страх. На Украине полного торжества нацизма еще нет. Велик тот затаившийся пласт украинского населения, который не хочет вражды с Россией, не приемлет нацизма. Он ждет какого-то события, которое всколыхнет страну, объединит украинцев в борьбе с коричневой силой, придаст мужества, развеет страх.
Многие пассивно ждут появления политического лидера, относящегося с симпатией к восточному соседу, хотя, наверное, тот самый страх и препятствует появлению на Украине подобного политика. Возможно, ждать придется долго, хотя все может быть достаточно скоро. Здесь угадать невозможно.
История не тормозит в своем движении ни на миг, изменения в жизни любой страны, в народном сознании – неизбежны, и в этом народном сознании двух наших громадных держав всегда остается, пусть даже в самой глубине, память о дружбе хохлов и кацапов, об общих громадных делах, сражениях и строительстве. В этом – великая и оправданная надежда русских и украинцев на доброе утро завтрашнего дня, когда, никого и ничего не боясь, улыбаясь, два офицера дружественных армий, шутя, поприветствуют друг друга: "Привет, хохол! – Привет, кацап!"