Version: 1.0.2

Трупоеды истории

Дмитрий Ледовской

То, что профессия оказывает мощное влияние на мировоззрение человека, его психику, манеры, культуру и уклад жизни – аксиома за редким исключением. Это доказал и художник-карикатурист Андрей Бильжо, сделавший заметный – и всё-таки карикатурный – бросок в волны истории Великой Отечественной войны, опубликовав в интернете свои измышления по поводу трагической гибели Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

Бывший психиатр "разъяснил" читателям, что молчание Зои перед казнью было "кататоническим ступором с мутизмом", то есть она не могла говорить, выглядела застывшей. Значит, не подвиг это. Напомню бывшему психиатру, а затем карикатуристу Бильжо, что от хождения по снегу босиком, а этот факт пытки Зои доказан, не застыть невозможно. Напомню "историку-психиатру" Бильжо, что молчание перед повешением – это молчание отчаяния, но оно остается молчанием, а не воплями о пощаде. Напомню, что сам факт страшной смерти юной девушки-партизанки – подвиг, подвиг силы духа, торжества нравственности и душевной чистоты. И, к счастью для него, не был карикатурист на месте казни, вообще не было его на свете, когда публично вешали на оккупированных территориях СССР партизан, женщин и детей, многие из которых тоже молчали. Бильжо и им готов поставить диагноз "мутизм"?


Фото: ТАСС

То, что любой подвиг в нашей истории обязательно подвергается какой-то грязной перекраске, что всегда находятся "правдолюбцы", ищущие изъяны в поступке героя, известно. Мы узнавали от них, что Александр Матросов всего лишь поскользнулся перед амбразурой дзота, что таранил вражескую колонну не капитан Гастелло, что мальчишки-краснодонцы никаких подвигов не совершали. Читал я, что подвиг экипажа крейсера "Варяг" – всего лишь итог недомыслия в принятии решений капитаном Рудневым, что Иван Сусанин просто заблудился…

Не примите за ерничество фразы, приведенные выше, но сколько этих, ерзающих в нашей истории насекомых-историков, – наверное, не счесть. И вопрос не в том, правду или неправду глаголют они, тем более что понятия "правда – неправда" в течении и осмыслении истории, наслоении времён, новых фактов нередко меняют свои полюсы, даже исключают друг друга.

Вопрос в другом: зачем?

В случае с Бильжо всё вообще очень мутно. Сначала он "честно" рассказал о том, что ему довелось читать историю психической болезни Зои Космодемьянской, затем сам удалил свой же пост в "Фейсбуке" со ссылкой на колонку. Скорее всего, испугался, ибо написал в своём послании, что расскажет страшную, крамольную вещь, которая "взорвёт интернет и меня, но слава богу, я сейчас нахожусь далеко". Всё понятно. Затем он стал оправдываться перед читателями, пытаясь доказать, что как сын фронтовика "относился к победе в ней более чем свято", в общем – заметался правдолюбец. Но главное дело он сделал: слово сказано, сомнение посеяно, волна покатила, а сам Бильжо быстро откатился в сторону. Раздвинув пределы дозволенного, словно выпрыгнув из "окна Овертона", психиатр-карикатурист создал прецедент, который "поможет" сделать любой подвиг следствием душевной болезни, случайности, сделать его ненормальным явлением. А заодно – разворотить ком обсуждений, которые, наоборот, можно сделать обыденной нормой, вроде смешных дискуссий на тему, кто лучше, нужнее – физик или лирик?

Есть тип людей, их достаточно, которые до глухой ненависти относятся к самому слову подвиг. Причина проста: они не в силах не только совершить подобное, но не могут даже представить себя на месте героя. Поэтому они скрупулезно пытаются разрушить любой факт героизма, превратить его в миф, а затем с лёгким сердцем разрушить и сам миф. Уже звучат сообщения, что подвиг 28 панфиловцев – миф, что их было не 28, а больше, а у немцев танков было поменьше. Да, всё может быть, но, спрошу я, ткнув носом в историю ВОВ ерзающих изыскателей: о скольких подвигах неизвестно им, о скольких героях ещё не написано историй, сколько "панфиловцев" погибло на других полях сражений, легло на морское дно, взорвано в воздухе и расстреляно? Для меня они все – 28 панфиловцев!!


Фото: соцсети

Мой хороший друг, рано ушедший из жизни магаданский поэт Анатолий Пчёлкин, в одной из своих поэм, повествующей о страшной судьбе узников колымского ГУЛАГа, написал: "Представь себя – ты в том строю". Может ли Андрей Бильжо представить себя на месте любого из героев Великой Отечественной, а уж тем более Зои Космодемьянской? Отнесу это на суд читателей. Грубый поиск "правды" о войне, о героях может завести нас в нравственный тупик, создать нездоровую психическую атмосферу, так знакомую психиатру Бильжо.

Простой пример: мы узнаем, что героический штурм вражеской крепости был отдан по поспешному, непродуманному приказу командира. Погибли солдаты. Да, это правда о войне. Но подвиг солдат был! И о нём надо вещать, поднимать волну любви к этим ребятам. На мраморном камне у Вечного огня, у Могилы Неизвестного Солдата написано: "Подвиг твой бессмертен". Именно подвиг, потому что он погиб в бою. А в каком бою – неважно. Бильжо же сообщает, что "этот синдром (мутизм) был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской". Какой-то мерзкой гнилью несет от всех, кто под прикрытием понятия "правда" превращает в ничто великие (а умереть за свое дело – великое свершение!) поступки. В моей службе на военно-морском флоте среди офицеров бытовало понятие "трупоед". Им мы награждали сплетников, клеветников, в общем – очень поганых людей. Но не было даже среди трупоедов существа, издевающегося над памятью о мертвых солдатах.


Фото: соцсети

О предателях, подонках-генералах, бросающих своих солдат и упомянутых Бильжо, о глупости, нелепостях войны – кто же запрещает писать? Хотя для повествования об этом требуется больше гражданского мужества, чем для развенчания образа погибшего героя, уже беззащитного перед живым трупоедом. Истинная, мужественная правда о войне укладывается в те же рамки дозволенного, в те же "окна Овертона", потому что не разрушает наш мир, не уничтожает нравственной основы народа, не бьет по его психике. Но психиатр Бильжо ударил именно по душе народа, сделав мрачной, болезненной карикатурой подвиг юной москвички, любимицы народа Зои Космодемьянской. Потом он судорожно оправдывался на страницах интернета. Всё содеянное психиатром-карикатуристом похоже на суматошную провокацию, призванную вызвать раскол в обществе, сумятицу в головах молодежи, сомнения в самих понятиях подвига, героизма, без которых Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Та Победа, где подвиг Зои занял своё святое место.