Version: 0.1.0

Пенсионные терзания

Дмитрий Ледовской

Писать статью на тему пенсионной реформы в настоящее время — оказаться в ловушке, выхода из которой почти нет. Примешь реформу — предадут анафеме ее противники, не примешь — то же самое сделают ее защитники.

Остается одно — пойти путем логики. И первая логическая мысль заключается в том, что коли увеличился средний срок жизни россиян, то и срок выхода их на пенсию должен сдвинуться. И кричи не кричи, злись не злись, кусай свои и чужие локти, бейся головой о стену — это неизбежно. И очень многие из тех, кто хочет и любит трудиться до упора, до своего смертного часа, принимает реформу спокойно, а иные с надеждой.

Несколько примеров.

Мне был знаком один из профсоюзных руководителей на Крайнем Севере по фамилии, если не ошибаюсь, Лунев. Когда пришел его пенсионный час, Лунева отправили на заслуженный отдых. Он писал прошения, ходил по кабинетам с просьбой оставить его на работе — тщетно, хотя работник он был неплохой. Вполне допускаю мысль, что были какие-то интриги, "подводные камни" отношений с начальством, но отправили профлидера на вполне хорошо оплачиваемую пенсию без задержек. Лунев застрелился…

Число ушедших от пенсионных благ в мир иной советских людей было не так уж мало. В перестроечный период, когда само получение пенсий было под угрозой, их скорбные ряды заметно увеличились. Не исчезли самоубийства и в новой России среди тех, кто выход на пенсию посчитал выбросом из жизни. И нередко, как поиск истины, звучали в нашем обществе фразы о необходимости изменений сроков выхода на пенсию россиян.

Эти предложения возникали и тогда, когда Госдума РФ приняла решение о продлении срока полномочий выходящих на пенсию российских судей. Может, спасали депутаты представителей правосудия от массовых самоубийств? Судей спасли, а как же остальные? Неужто сейчас пришло это время "спасения от пенсии"? Шутки, анекдоты на темы стажа, пенсий, старости, конечно, горькие, но постоянные. И звучат они не только в пожилые годы.

В многочисленном хоре противников увеличения стажа до пенсионной жизни выделяются политики и бездельники. С политиками все предельно ясно — они получили шанс погрызть существующую власть, выставляя себя при этом защитниками трудового народа. Им абсолютно плевать на то, что в случае прихода к власти им снова придется решать эту проблему, которая наверняка станет еще тяжелее.

С бездельниками посложнее. Мне, как и вам, уважаемые читатели, известен тот контингент людей, которые, начав свой трудовой путь с молодых лет, сразу же начинали мечтать о пенсии. В кинофильме "Опасный возраст" только что окончивший школу шалопай разглагольствует о том, что сначала надо дать людям пенсию, а потом уже, в зрелом возрасте, заставить работать. Мечтают о пенсии, конечно, и те, кто органически не переваривает любую работу, живет за счет родителей, тунеядствует, пьянствует. Для них приход пенсионной старости кажется выходом в рай, а собственная никчемная жизнь превращается в почти государственную должность — пенсионер! Есть среди ждущих пенсию как манну небесную и тот пласт людей, что вызывает сочувствие и понимание. Это те, кто сильно устал от жизненных невзгод, от нелюбимой работы, кто не нашел себя, свое место в жизни, кто разочаровался в ней. Они мужественно, часто молчаливо дотягивают свой трудовой стаж до вожделенного дня, когда не надо по утрам выходить на работу, с облегчением получают пенсию и… чаще всего, по данным неумолимой статистики, быстро умирают.

Те, кто остается работать, живут дольше. Вот эта психологическая зависимость "работа-жизнь" словно Дамоклов меч висит над судьбами пожилых работяг. Для них слово "пенсия" звучит как смертельный приговор. Этот "приговор" в развитых странах, таких как Швейцария, США, Швеция, Бельгия, Англия и т.д. оглашается позднее, чем у нас, после 65 лет, а в Японии в 70 лет. И даже в далеко не богатых Армении, Молдове, Казахстане (!) выход на пенсию осуществляется соответственно в 65, 62 и 63 года.

Ярые противники пенсионной реформы обязательно заявят, что в этих странах как высокий уровень жизни, так и высокий средний срок жизни. У нас, согласно официальной статистике, средний возраст жизни — 72,7 года. Мы где-то в серединке списка стран по этому показателю. К сожалению, средний возраст охватывает все показатели смерти россиян, в том числе гибель в военных столкновениях, пожарах, катастрофах… Их еще очень много. Не все знают, что срок выхода на пенсию во многих странах нередко меняется в ту или другую сторону, то есть система выхода на пенсию становится гибкой. У нас, учитывая размеры страны, неповоротливость и косность чиновничьего аппарата, такую систему пока внедрить невозможно. Но признать, что прибавка к стажу, допустим, двух лет сейчас сверхнеобходима для бюджета страны, россияне должны даже сквозь туман неприязни. Финансисты и политики всех высокоразвитых стран признают, что никакая казна не выдержит уменьшения пенсионного возраста даже в самых богатых государствах.

Пенсионная реформа предусматривает повышение пенсий россиян, индексацию — постоянно. Напомню, что более 90% пенсионеров живут в семьях, где хорошая пенсия вкладывается в общий бюджет семьи, что помогает во всех жизненных перипетиях, в том числе и оплате учебы детей и внуков. Таких пенсионеров в семьях берегут, оставляют их главой клана, не дают рано умереть, заботятся о здоровье, отдыхе. Посмотрите, из кого состоят туристические группы американцев, англичан, немцев, японцев… В основном из пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых позднее своих сверстников из России. И как хорошо они выглядят! Кажется, все ясно: дальнейшее сохранение сложившейся ситуации будет неуклонно истощать казну, создавать тягчайшие трудности для жизни государства по имени Россия, его народов. Эта "ясность" понятна и всем тем, кто упорно превращает пенсионную проблему в рычаг политической деятельности, в средство для развала страны изнутри. Используется любой шанс, в том числе и такой, как референдум. В него намертво вцепилась оппозиция. Напомню, что итоги любого референдума не являются обязательными для власти (пример — референдум о сохранении СССР в марте 1991 года), но сам процесс, пропагандистская шумиха — возможность не только заявить и напомнить о себе, взбудоражить общество, но и отодвинуть подальше начало пенсионной реформы, то есть продолжить процесс истощения государственной казны. Это создает новые поводы для народного недовольства, а для оппозиции условия для захвата власти. К сожалению, другого пути у нее просто нет.

Сейчас вся судьба пенсионной реформы оказалась в руках и головах, на совести депутатов Государственной думы Российской Федерации. Давно уже нашим народным избранникам не приходилось решать многоплановую задачу подобного масштаба, решение которой может стать поистине судьбоносным. Вот здесь-то и проявятся не только мудрость законотворцев, но и их душевное мужество, подкрепленное упорством и ясным видением будущего страны. Смогут? Скоро увидим…