Version: 0.1.0

Второй номер Михаила Ефремова

Дмитрий Ледовской

Лишить известного российского актёра Михаила Ефремова звания "Заслуженный артист России" предложил на днях член экспертного совета по развитию информационного общества при Госдуме РФ, депутат Вадим Манукян. Также намедни громогласный думский обличитель Манукян предложил изгнать с Первого канала российского ТВ Ивана Урганта и Семёна Слепакова.

В общем, "раззудись плечо, размахнись рука". Причины, вызвавшие столь резкие предложения, кроются в неприятии экспертом некоторых "неправильных" высказываний популярных артистов и телеведущих. При этом депутат признал, что законов, по которым можно лишить человека звания "Заслуженный артист России", в стране нет, а значит, надо разработать соответствующее законодательство. Воинственные заявления Манукяна напомнили мне некоторые политические кампании коммунистического режима, которые призывали "изгнать", "лишить", "посадить" и даже "расстрелять" критиков социализма и коммунизма. Когда яростно, особенно на митингах на заводах и фабриках, осуждались "неправильные" высказывания творческих работников, идеологически вредные кинофильмы и даже произведения живописи.

Удивительным образом выступления Манукяна совпадают с речами и высказываниями, потоком льющимися из уст нынешних депутатов украинской Рады, политиков и министров Незалежной, где главными словами становятся "выгнать", "не пускать", "запретить", адресованные чаще всего к россиянам, представителям наших СМИ, певцам и актерам, и к тем украинцам, кто осмелился хотя бы усомниться в правильности действий своей власти и её адептов.

У нас появился Вадим Манукян.

Слов нет, автору сих строк глубоко неприемлема русофобия тех, кто был обласкан своей страной, её народами, властью, кто вдруг решил хотя бы грязным политиканством, экстравагантными, нередко глупыми фразами, поступками вернуть к себе зрителей, слушателей, оказаться в центре внимания СМИ, политиков, снова стать хотя бы главой собственной семьи. Чтобы там зауважали новоявленного борца. То есть снова где угодно и как угодно, хотя бы на миг, "засветиться", сорвать жидкие аплодисменты и даже гул неодобрения. Это ведь тоже своеобразное внимание толпы.

Вы знаете, уважаемые читатели, как некрасиво "засветились" на этом фоне представитель эстрадной попсы Андрей Макаревич, актер Алексей Серебряков, "бандеролюбка" Лия Ахеджакова, обиженный победами России Вахтанг Кикабидзе… Все они получили оглушительные моральные затрещины от абсолютного большинства россиян, но вот выгнать их совсем из страны, из профессии, лишить того, что было ими ранее приобретено, в том числе и звания, прозвучало, пожалуй, впервые из уст официального представителя законодательного собрания Вадима Манукяна.

Мне сразу же вспомнилась реплика знаменитого оперативника уголовного розыска Жура из кинофильма "Испытательный срок":

- Выгнать? Что за некрасивое, барское слово?

Сказал эти слова устами своего героя народный артист России, корифей кино и театра Олег Ефремов, отец того самого Михаила Ефремова, санкции к которому рвётся принять думский эксперт Манукян. Признаюсь, я несколько особенно отношусь к клану семьи Ефремовых. Помимо того, что внимательно, по несколько раз, смотрел фильмы с участием отца и сына Ефремовых, посещал спектакли МХТ им. Чехова, я к тому же много лет знаком с прекрасной журналисткой, чудесным человеком, дочерью Олега Ефремова, умницей Настей.

У меня сложилось стойкое убеждение, что главная ипостась семьи Ефремовых – постоянное творчество, где, как это нередко бывает, случаются и катастрофические срывы. Не миновал этого и "второй номер" в актёрской семейной иерархии Михаил Ефремов.

Быть вторым, творить под сенью признанной славы отца или матери – невероятный душевный и моральный гнёт для тех, кто избрал семейную актерскую профессию. Счастливого восхождения, своего полного отрыва от царствования семейного монарха, смогли добиться единицы. Яркий пример – Андрей Миронов.

Здесь всё сложилось иначе. А начало было великолепным – роль Владимира Дубровского в кинофильме "Благородный разбойник Владимир Дубровский" словно проявила образ, созданный гением Пушкина. А у меня, как и многих других зрителей, сложилось радостное впечатление, что путь младшего Ефремова абсолютно свой, ни на кого не похожий.


Фото: kino-teatr.ru

Путь действительно оказался свой. Он сыграл бесчисленное множество кино- и телеролей, многим особенно запомнилась его работа в "Таёжном романе" (старший лейтенант Алексей Жгут), ключевые и главные персонажи спектаклей МХТ им. Чехова, роли в "Современнике", в общем сложилась многообразная творческая судьба актера, режиссера, телеведущего. Судьба заметная, но всё-таки чуть-чуть не дотягивающая до вершин жизни отца – народного любимца Олега Ефремова, как будто напротив большого зеркала поставили чуть уменьшающую копию.

Вот это зеркало жизни Михаила Ефремова последнее время словно покрылось сетью мелких трещин. В СМИ и соцсетях стали появляться сообщения о пьяных выходках, мате на сцене, срыве гастрольных спектаклей. Затем, это уже по-настоящему плохо, зазвучали реплики, оцененные многими критиками как русофобские, особенно те, что были высказаны в ходе поездки-гастроли по Украине. Особенное осуждение досталось его высказыванию об "имперском мороке" в России. Кстати, ничего крамольного в этом личном мнении актёра нет. Из тех сведений, что я "добыл", особенного русофобства не нашёл в его украинских встречах. Было полно мелких подковырок, было также мелкое ерничество, ощущалось, что на Украине Михаил Ефремов, похоже, побаивается реакции местных радикалов и как бы подыгрывает им в неприязни к России.

К этому следует добавить, что политически актер не образован абсолютно, ничего существенно злобного и точно обоснованного против родной страны не заявил, просто проявил себя как чем-то обиженный на родине деятель.

Чем обиженный – понять трудно, возможно тем, что не смог взойти на вершины, покоренные его отцом. А полувековой возраст актёра словно шепчет: времени осталось не так уж много. Ничьей конкретной вины здесь нет, а по цитате из сборника "МиМ" явствует, что по логике тиранов если "никто не виноват, то виноваты все".

Лишать же артиста звания по предложению Вадима Манукяна, да ещё создавать для этого новое законодательство, – нелепо и очень злобно. Напомню, что это звание дается за то, что сделано, а не за то, что будет делать артист далее. К тому же творческий путь Михаила Ефремова далёк до завершения, и стать номером 1 в ефремовской иерархии, стать любимцем России ещё можно, хотя и очень трудно.